Меню Закрыть

Полат еС дистанционное обучение учебное пособие

МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ (Полат Е.С.)

Мы рассматриваем дистанционное обучение в качестве самостоятельной системы, одной из форм обучения. Логично обратиться поэтому к возможным вариантам организации дистанционного обучения, их специфике, чтобы определиться, во-первых, для каких целей тот или иной вариант может быть наиболее приемлем и при каких условиях, во-вторых, какова специфика компонентов каждого из возможных вариантов, а именно: какое влияние оказывает тот или иной вариант на организацию учебного процесса, отбор содержания, методов, организационных форм и средств обучения.

В настоящее время существующая сеть открытого и дистанционного образования в мировой практике базируется на шести известных моделях, использующих различные традиционные средства и средства новых информационных технологий: телевидение, видеозаписи, печатные пособия, компьютерные телекоммуникации, пр.

Мы, в свою очередь, предлагаем следующие модели организации учебного процесса, позволяющие более полно, как нам представляется, реализовать возможности Интернет-технологий:

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

автономные сетевые курсы;

Сетевое обучение и кейс-технологии. Дистанционное обучение на базе интерактивного телевидения (Two-way TV )или компьютерных видеоконференций.

Интеграция очных и дистанционных форм обучения.

Это наиболее перспективная модель, как показывает уже накопленная практика, причем применительно, как к школьному образованию (профильные курсы, использование курсов ДО для углубления знаний, ликвидации пробелов в знаниях), так и к вузовскому.

Схематично эту модель (для школы) можно изобразить следующим образом.

Схема № 1.

Совершенно очевидно, что при внедрении в практику обучения в старших классах профильного обучения возможность создания фонда специализированных или профильных курсов по различным направлениям в рамках общеобразовательной программы школы могла бы существенно продвинуть решение проблемы профильного обучения. С помощью курсов дистанционного обучения можно было бы значительно разнообразить направления профильного обучения, давая учащимся возможность более четкой профессиональной ориентации и подготовки к поступлению в соответствующий вуз (хотя официально такая задача и не стоит перед профильным обучением). Такие курсы можно было бы создавать на базе ресурсных центров (других школ, вузов, колледжей) и вести их могли бы преподаватели этих центров на основе интеграции с очной системой обучения указанных выше профилей. Причем разработка таких курсов могла бы вестись на корпоративных основах несколькими центрами, где имеются аналогичные или близкие по профилю направления. У учащихся был бы достаточно широкий выбор профильного направления обучения в старших классах, а разработка и руководство этих курсов квалифицированными педагогами ресурсных центров, ведущими вузами страны гарантировало бы качество такого обучения. Соответственно можно было бы говорить и о создании информационно-предметной среды по данному профилю. Тогда и подготовка к единому государственному экзамена обрела бы более значимую мотивацию. Пока все эти идеи можно излагать лишь в сослагательном наклонении, поскольку никто ни на уровне министерства, ни на уровне конкретных вузов не имеет ясно выработанной в этом направлении позиции, тем более программы действий. А пока все большее число учащихся выпускных классов предпочитают переходить на обучение по экстернату, поскольку не могут совмещать полную сетку часов в школе с углубленным профильным курсом и подготовительные курсы в вузе. Однако, наша задача — показать возможности, пусть и потенциальные использования различных моделей дистанционного обучения.

Интеграция дистанционного и очного обучения весьма перспективна и в части более широкого использования ученического компонента, обучения по индивидуальным программам, которое в последнее время все более широко распространяется в наших школах, особенно в старших классах. Становится все более очевидным тот факт, что классно-урочная система в том виде, как она существует в нашей школе, являетя тормозом в интеллектуальном развитии ученика, особенно в старших классах. 6-7 уроков по 45 минут, в течение которых ученик должен вникнуть в суть каждого нового знания, а затем те же 6-7 домашних заданий не оставляют никаких шансов для углубления в изучаемый материал, более серьезного исследования проблемы, самостоятельного поиска информации для решения проблемы, рассуждения по поводу найденной информации, т.е. главной цели современного образования – формирования умения работать с информацией. Рабочий день ученика уже 8 класса, не говоря о старших школьниках, длится не менее 10-11 часов. Совершенно спокойно можно было бы большую часть информационного материала, не требующего значительных интеллектуальных усилий для его осмысления, перенести на дистанционные формы, включая и возможные формы тестирования, контроля, необходимых консультаций. Замена этих форм классно-урочной деятельности на самостоятельные, реферативные, проектные виды деятельности с последующей презентацией на семинарах, дискуссиях, пр. могло бы не только значительно разгрузить столь драгоценное дневное время ученика, но и создать условия для продуктивной самостоятельной творческой деятельности, а учителю – возможность дополнительных консультаций тем учащимся, которые в этом нуждаются. Таким образом, возможности интегрирования очной и дистанционной форм обучения достаточно перспективны, хотя и требуют определенных организационных и административных решений. Будущее, однако, несомненно, именно за такими формами обучения не только в вузах, но и в школе.

Модель интеграции очной и дистанционной форм для вузов

Сетевое обучение.

Сетевое обучение необходимо для тех случаев, когда возникают сложности с качественным обеспечением учащихся очными формами обучения (для детей- инвалидов, для детей Крайнего Севера и сельской местности, а также для студентов и взрослого населения, желающих повысить свой профессиональный уровень, сменить профессию и т.д.). В этом случае создаются специальные, автономные курсы дистанционного обучения, т.е. по отдельным учебным предметам, разделам или темам программы или целые виртуальные школы, кафедры, университеты. Автономные курсы больше предназначены для овладения отдельным учебным предметом, углубления знаний по этому предмету или наоборот, ликвидации пробелов в знаниях. Подробнее об автономных курсах и виртуальных школах мы поговорим в последующих разделах. Здесь же нам важно показать саму модель такого курса.

Схема № 3

Модель сетевого курса дистанционного обучения

Любой курс дистанционного обучения – это полноценный учебный процесс.

Что же касается виртуальной школы, то здесь имеется в виду создание хорошо структурированного информационно-образовательного пространства или среды, в которой содержатся все учебные курсы, предусмотренные учебным планом или программой обучения, библиотека таких курсов (по классам, по разделам программы и т.д.), лабораторные и практические работы, дополнительная информация (виртуальные библиотеки, экскурсии, словари, энциклопедии, пр.). Здесь предусматривается и возможность использования различных педагогических и информационных технологий для организации совместной деятельности учащихся в малых группах сотрудничества на разных стадиях обучения, контакты с преподавателем, обсуждение вопросов в рамках телеконференций, форумов, организация совместных проектов, пр. В сетевой модели дистанционного обучения используются электронные сетевые или на компакт-дисках мультимедийные электронные учебники или учебные пособия. В любом сетевом варианте дистанционной формы обучения важной составляющей является административный блок (регистрация участников курса, мониторинг их обучения, личные дела, пр.).

Эта модель обучения может полностью заменить очную форму обучения и быть самодостаточной для получения качественного образования при условии грамотной ее организации. Востребованность такой модели обучения по данным ЮНЕСКО уже сейчас в России достаточно высока, как среди взрослого населения, так и детей, особенно подростков. Эта востребованность будет с годами расти, поскольку все большее количество людей желают получить полноценное образование или углубить свои знания по отдельным предметам, не имея возможности посещать очные учебные заведения, или будучи не удовлетворены качеством образования на местном уровне. Информационно-предметная среда представляет собой целостную образовательную систему школьного курса (с дифференциацией) или той или иной вузовской специальности с полным набором всего информационного массива, необходимого и достаточного для достижения поставленных задач обучения в данной образовательной системе.

Об этой модели речь пойдет выше.

Сетевое обучение и кейс-технологии.

Модель сетевого обучения и кейс-технологий предназначена для дифференциации обучения. Дело в том, что в большом количестве случаев нет необходимости в создании электронных сетевых учебников, если существуют уже утвержденные МО печатные пособия. Гораздо эффективнее строить обучение, опираясь на уже изданные учебники и учебные пособия и с помощью дополнительного материала, размещаемого в сети либо углублять этот материал для продвинутых учащихся, либо давать дополнительные разъяснения, упражнения, пр. для слабых учеников. При этом предусматриваются консультации преподавателей, система тестирования и контроля, дополнительные лабораторные и практические работы, совместные проекты, пр.

Схема № 4.

Интерактивное телевидение (Two-way TV).

Последняя модель (интерактивное телевидение) связана с телевизионными технологиями и пока очень дорогая. Это трансляция занятий с помощью видеокамер и телевизионного оборудования на расстояние. Эта модель распределенного класса, о которой говорилось выше. Время покажет, что окажется более доступным – интерактивное телевидение или видеоконференции в сетях.

Схема № 5.

Эта модель дистанционного обучения полностью имитирует очную форму. С ее помощью стены класса как бы раздвигаются, и аудитория расширяется за счет удаленных студентов, с которыми учитель и учащиеся могут вступать в контакт (по типу телемоста). Соответственно данная модель требует присутствия студентов (как и в очной форме) в определенное время, в определенном месте.

Как видно из представленных выше моделей, каждая из них имеет свою специфику и предназначена для решения конкретных дидактических задач. Каждая модель имеет своего пользователя. Поэтому трудно отдать предпочтение той или иной модели. Специфика каждой модели дистанционного учебного процесса обусловливает отбор и структурирование содержания обучения, методов, организационных форм и средств обучения. Прежде чем перейти к собственно дидактическим проблемам организации учебного процесса в дистанционной форме, рассмотрим более подробно наиболее сложную и вместе с тем, одну из наиболее востребованных и перспективных моделей дистанционной формы обучения – виртуальную школу и виртуальный университет повышения квалификации учителей.

книги ДО / Полат Педагогические технологии дистанционного обучения

Педагогические технологии дистанционного обучения

Евгения Семеновна Полат,

доктор педагогических наук, профессор

Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем образовании. Давно просчитано, что экономически это более выгодная форма обучения по сравнению с очной формой. Это и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т.д. Однако, при всей привлекательности новой формы обучения для ее становления и развития необходима четкая теоретическая база. Прежде всего, важно понять, что понимается под дистанционным обучением, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки данного понятия. Сюда относят и любые формы самообразования, и заочное обучение, и эктернат.

Смотрите так же:  Осаго в туле адреса

Немного о терминологии

Начнем с теории. Процесс обучения (учебно-воспитательный процесс) характеризуется, в первую очередь тем, что он интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика , а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания.

Следовательно, когда мы говорим о процессе дистанционного обучения, мы предполагаем наличие в этом процессе преподавателя и учащихся, их общение, общение учащихся между собой, а также наличие в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения. Понимание дистанционного образования как результата и как ценности мы относим к будущему, когда будет принята нормативно-правовая база дистанционного образования и сформирована соответствующая система обучения. Понятие самообразования, которое также входит в понятие образования в целом, не предусматривает в системе наличия преподавателя. Это самостоятельная познавательная деятельность учащегося. В этом принципиальная разница, концептуальное отличие дистанционного обучения (учебно-воспитательного процесса) от систем и программ самообразования, с которыми мы имеем дело при работе с автономными курсами на видеокассетах, телевизионными и радио курсами, при работе с компьютерными программами, программами на компакт-дисках. В этом же ряду следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т.д., где не предусматривается взаимодействия учителя и учащихся. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого учащегося (в широком понимании этого слова) с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях. Ученик может самостоятельно работать с книгой, с видеокассетой, с сетевым курсом. От этого педагогическая суть процесса (самообразование) не меняется. Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и учащиеся разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия. Дистанционная форма — это и не аналог заочной формы обучения, ибо здесь предусматривается, в отличие от заочной формы, постоянный, систематический контакт с преподавателем, с другими учащимися кибераудитории. В этой системе так же, как и в других образовательных системах предусматривается наличие всех компонентов (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения. И это чрезвычайно важно для понимания педагогической сущности дистанционного обучения, чтобы не свести его по аналогии с заочной формой лишь к смене форм транспортировки учебных материалов.

Дистанционное обучение— это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной формой, заочной, экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна соответствовать и отражать общие закономерности науки педагогики, педагогической психологии, закономерности дидактики и частных методик. Поэтому мы считаем неправомерным говорить о дистанционной педагогике, как об отдельной области науке (Хуторской А.В.) точно так же, как никому не приходит в голову говорить о заочной педагогике и т.д. Дистанционное образование (в понимании процесса) или обучение может быть базовым и дополнительным. В последнем случае мы можем говорить о дистанционной педагогической деятельности (организация дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины, пр.). Если рассматривать дистанционную форму обучения как самостоятельную систему, то логично сделать вывод о необходимости создания единого информационно-образовательного пространства, включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе, сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, методические объединения, пр.

Итак, если речь идет о дистанционном обучении, мы понимаем, что система предусматривает наличие в ней учителя, учебника(информационно-методического обеспечения) и учащихся. Следует с удовлетворением подчеркнуть, что в настоящее время такое понимание дистанционного обучения находит все большее признание, как в отечественной системе образования, так и за рубежом. Отсюда важно сделать вывод о необходимости разработки дидактического обеспечения дистанционного обучения — создания электронных курсов, учебников, учебных пособий, информационного обеспечения системы обучения, разработки педагогических технологий, т.е. методов и форм обучения, подготовки педагогов-координаторов или тьютеров. Простое преобразование текстов лекций, учебников, учебных пособий в электронные аналоги не решает проблемы, а лишь затрудняет процесс дистанционного обучения, поскольку при этом меняется лишь форма доставки учебных материалов. Все остальные компоненты системы продолжают функционировать в контексте идеологии заочного обучения. Следовательно, требуются теоретические проработки, экспериментальные проверки, серьезные научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и на большинстве компакт-дисков, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Очень часто педагогические продукты «подгоняются» под существующие оболочки, разработанные как бы для дистанционного обучения, но подчас не учитывающие элементарные дидактические требования. К разработке электронных курсов, учебников, информационно-предметной среды необходимо подходить столь же серьезно, как к разработке программ и учебников, и приоритет здесь должен быть за решением педагогических задач. Технологическая составляющая — суть инструмент, с помощью которого должны решаться педагогические задачи. К сожалению, это далеко не всегда понимается коллективом разработчиков, в которых первую скрипку подчас играют программисты, специалисты в области компьютерных технологий. Специфика дистанционной формы обучения, несомненно, накладывает очень существенный отпечаток на проектирование электронных учебников, информационно-образовательной среды, всего учебного процесса, но это педагогическая система.

Концептуальная основа дистанционного обучения

Система дистанционного обучения должна рассматриваться, наряду с системами очного, заочного обучения, экстернатом, в системе непрерывного образования. Именно поэтому столь значим для любой образовательной системы общий концептуальный подход.

Личностно-ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. Это значит, что в центре обучения находится деятельность учения, а не преподавания, познавательная деятельность ученика, учитывающая его индивидуальные возможности и способности. Деятельность учителя должна быть направлена на организацию продуктивной деятельности учащихся, создание наиболее благоприятных условий для такой деятельности.

Основная цель системы образования — интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Эта концептуальная основа любой формы обучения, как очной, так и заочной, дистанционной, экстерната. Следовательно, содержание обучения, педагогические технологии должны быть адекватны поставленным целям и задачам обучения.

Личностно-ориентированные технологии в дистанционном обучении, благодаря уникальным возможностям, которые предоставляет Интернет, значительно повышают образовательный уровень учебного процесса.

В данной статье мы остановимся на педагогических технологиях дистанционного обучения, причем будем иметь в виду, как обучение детей, так и взрослых (систему повышения квалификации педагогических кадров). О создании курсов дистанционного обучения можно прочитать в других наших публикациях.

Американский психолог Дайана Хальперн с горечью замечает: «Америку называют нацией, над которой нависла угроза, потому что мы лишаем учащихся самого важного компонента образования — мы не воспитываем в них способность мыслить. … только 39% 17-летних молодых людей умеют находить нужную информацию, упорядочивать ее и правильно истолковывать».

Нельзя не согласиться с ней и в определении назначения образования в жизни общества: » Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию».

Следовательно, коль скоро мы говорим о педагогических технологиях дистанционного обучения в контексте обозначенного выше концептуального подхода к образованию, важно так организовать учебный процесс, чтобы у учащихся была возможность:

получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;

обсуждать со своими партнерами (в том числе, в ряде случаев и с зарубежными) возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;

работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;

вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные, доступные им Интернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;

иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

С одной стороны, все сказанное предполагает формирование критического мышления. С другой стороны, требуется отобрать такие педагогические технологии и организационные формы, которые бы способствовали формированию критического мышления, реализации сформулированных выше условий обучения.

Давайте определимся с понятием критического мышления. Коротко критическое мышление можно определить следующим образом: «последовательное, аргументированное, целенаправленное думание». Критическое мышление характеризуется некоторыми факторами:

стремление к планированию умственной и любой другой деятельности;

гибкость, которая является антиподом догматизма, характеризующей «закрытость ума». Человек с типом догматического мышления изначально настроен негативно на все новое. «Я всегда так делал» — обычная реакция такого человека на любую свежую мысль;

настойчивость, последовательность в достижении цели;

готовность к самокоррекции.

Педагогические технологии современной системы образования

Пока все, о чем мы говорили, одинаково относится, как к очному, так и дистанционному обучению, как детей, так и взрослых. Поэтому мы имеем основания для отбора таких педагогических технологий, которые одинаково успешно могли бы решать поставленные задачи, как в очном, так и в дистанционном обучении с тем, чтобы в дальнейшем определиться в способах их реализации с учетом специфики обеих форм обучения, возрастных особенностей обучаемых.

На основе широкого анализа разнообразных методов, форм обучения, разработанных и испытанных мировой педагогической практикой, мы отобрали ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно-ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Сюда мы относим:

обучение в малых группах (обучение в сотрудничестве — cooperative learning);

Интернет-технологии (в данном случае имеется в виду возможность общения с партнерами из других регионов, стран);

Мы не будем здесь подробно останавливаться на характеристике каждого из указанных методов, используемых в очном обучении. Они достаточно подробно описаны в других наших публикациях. Обратимся к особенностям их применения в условиях дистанционной формы обучения, учитывая возможности интернет-технологий. Для этого необходимо показать информационно-предметную среду в данном случае базового дистанционного обучения. Она включает:

Курсы дистанционного обучения, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для различных моделей дистанционного обучения):

Базы данных образовательных ресурсов;

Веб-квесты, предназначенные для целей обучения.

Виртуальные методические объединения учителей.

Телеконференции, форумы для учителей и учащихся;

Консультационные виртуальные центры (для учителей, школьников, родителей).

Научные объединения школьников.

В настоящее время предпринимаются попытки в компании «Кирилл и Мефодий» создать виртуальную школу, в которой будут представлены все учебные предметы школьной программы, а также информационно-методическое обеспечение их (http://vschool.km.ru/).

В Федерации «Интернет- образование» совместно с ИОСО РАО делает первые шаги виртуальная информационно- образовательная среда для учителей (http://www.center.fio.ru/do).

Смотрите так же:  Жалоба на гаишников

Учебная среда формируется таким образом, чтобы обучаемый имел свободный доступ из любого курса:

к информационному обеспечению (справочники по соответствующим предметам, энциклопедии, консультационный центр);

к необходимым разделам курсов по смежным областям знания;

к лабораторным работам, практикумам;

Итак, условия для организации учебного процесса созданы. Вернемся теперь собственно к педагогическим технологиям и способам их применения в условиях дистанционного обучения.

Педагогические технологии в дистанционном обучении

Следует сразу оговориться, что обозначенные выше педагогические технологии в дистанционном обучении будут иметь несколько иной вид, чем в очном обучении. Так, разноуровневое обучение, предусматривающее достаточно четкую дифференциацию (уровни А, В, С) в очном обучении, в условиях дистанционного обучения реализуется за счет гипертекстовых технологий. «Портфель ученика» реализуется в виде личных веб-страничек учащихся. Есть определенная специфика и в реализации обучения в сотрудничестве и проектных методов.

В настоящее время большинство специалистов, занятых в дистанционном обучении, пришли к выводу о целесообразности организации обучения в малых группах не только в системе очного, но и дистанционного обучения. Дискуссия идет лишь по поводу терминологии. Существует принятое во многих странах мира так называемое «обучение в сотрудничестве» (cooperative learning) и параллельно идет разговор о совместных формах обучения (collaborative learning). Вряд ли стоит говорить, что в переводе на русский язык оба термина означают совместную деятельность учащихся. Первый термин относится к технологии, разработанной в США, первоначально группой педагогов из университета Джона Хопкинса (Р.Славин), университета штата Миннесота (Р.Джонсон и Д Джонсон), группой Дж. Аронсона, Калифорния. Данная технология отличается детальной проработкой, хотя в других странах (Израиле, странах Европы) она имеет несколько иную модификацию, но принципы остаются едиными. Что же касается второго термина, то здесь речь идет вообще о совместной работе в малых группах, не обязательно по принципам обучения в сотрудничестве. Сами педагоги, принимающие активное участие в дискуссии, подчас не могут сформулировать разницу этих двух понятий. Большинство склоняется к тому, что оба термина означают весьма близкие по своей сути технологии. Так, Ted Panitz (1996) замечает, что collaboration — это скорее философия интерактивности, личный стиль жизни, в то время, как cooperation являет собой структурную организацию интерактивности, специально разработанную, чтобы усовершенствовать процесс достижения конечной образовательной цели или конечного продукта. John Myers (Cooperative Learning vol 11 #4 July 1991) подчеркивает, что термин «collaboration» происходит от латинского корня и указывает на процесс совместной деятельности; корень слова»cooperation» подчеркивает получение продукта, как результата совместной деятельности. Термин «cooperation» в большей мере восходит к философии Дж. Дьюи о продуктивности совместной познавательной деятельности. Второй термин в большей мере отражает британский подход к проблеме, подчеркивающий большую активность учащихся в познавательной деятельности. Говорят и о том, что collaboration больше ориентировано на самостоятельную деятельность и ответственность учащихся в то время, как «cooperation» предполагает большую степень управления со стороны учителя.

С этими рассуждениями можно спорить, поскольку одним из принципов обучения в сотрудничестве является принцип «беру ответственность на себя». Видимо, различие в большей мере лежит в этапе использования этой совместной деятельности. Если идет формирование навыка, того или иного интеллектуального умения, то вполне естественно, требуется пошаговая проработка всего задания. В этом случае принципы обучения в сотрудничестве (cooperative learning) могут быть наиболее эффективны. Если акцент делается на применении сформированных интеллектуальных умений, соответствующих навыков, использовании поисковой, самостоятельной исследовательской деятельности учащихся (как при работе над проектами), тогда свобода учащихся в принятии решений действительно большая. Именно так с самого начала называли совместную деятельность учащихся над проектом («collaboration»). Но для того, чтобы эта деятельность была достаточно плодотворной, требуется предварительно технология сотрудничества для отработки необходимых навыков и умений.

Ряд специалистов склоняются к тому, чтобы называть совместную деятельность учащихся в малых группах в сетях в условиях дистанционного обучения collaborative learning, а в очном обучении — cooperative learning, ссылаясь на то, что в режиме дистанционного обучения трудно следовать принципам обучения в сотрудничестве. Наша практика показывает, что обучение в сотрудничестве вполне применимо к обучению в малых группах в условиях дистанционного обучения, так же, как и совместная деятельность учащихся при работе над проектом. Мы относим разницу в данной терминологии лишь на счет этапа познавательной деятельности.

Итак, если требуется формирование определенного навыка, учащиеся объединяются в малые группы сотрудничества (по три-четыре человека). При этом соблюдается один из кардинальных принципов обучения в сотрудничестве — разнородность групп (один сильный, один средний и один слабый). Задание дается так же одно, но члены группы имеют возможность самостоятельно распределить роли для выполнения этого задания. Обсуждение в дистанционном обучении ведется либо в режиме форума, либо по электронной почте. Когда единое задание выполнено, все члены группы согласны с его решением, задание отправляется тьютору. Любые вопросы члены группы сначала пытаются решить самостоятельно внутри группы, помогая друг другу. Если возникают сложные ситуации, которые они не могут решить сами, они обращаются к педагогу. Наиболее часто повторяющиеся вопросы размещаются вместе с ответами на Доске объявлений, чтобы любой обучаемый мог, в случае необходимости, получить ответ на возникшее затруднение.

Вот пример такого задания в нашем курсе английского языка для учащихся 7-9 классов

Now if you’ve got the main idea of the previous letter, try to tell your pen-pal about your favorite holidays at school and how you celebrate them. Do it as before: first write your own story, then share your stories with your group mates, then try to discuss the most interesting points of each story and make ONE story from the group. Try not to omit interesting details in any of your stories.

А это пример задания для учителей в курсе «Новые педагогические технологии» (Раздел «Метод проектов»)

Настало время попробовать свои силы. Предложите темы для различных типов проектов (по первому признаку). Придайте им определенный характер и по другим признакам (по характеру контактов, по продолжительности проведения, количеству участников). Обязательно укажите проблему, сформулируйте цели и задачи проекта, учебный материал по предметам, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы, а также каким образом результаты проекта могут быть оформлены и какую практическую/теоретическую значимость этот проект может иметь и в какой области. Отдельно следует указать, какие цели интеллектуального, нравственного, культурного развития учащихся вы при этом ставите. Обсудите свои предложения в вашей группе, постарайтесь выбрать лучшие и пошлите со всеми необходимыми обоснованиями вашему куратору.

Попробуйте найти необходимый информационный материал в подкрепление идеи вашего проекта в различных информационных ресурсах Интернета, доступных вам. Опишите их, указав, как именно вы намерены их использовать их в вашем проекте. Проект может быть рассчитан на учащихся или учителей. Успеха Вам!

Обучаемые могут пользоваться информационными источниками по указанным Вами адресам в Интернете. Эти адреса могут располагаться в самом курсе, либо в оперативном порядке на Доске объявлений. Если курс является частью информационно-предметной среды, задача учащихся значительно упрощается, поскольку весь необходимый материал находится, что называется, у них под рукой. Им остается только, пользуясь указателями соответствующих «иконок» на экране монитора, выйти в нужную информационную зону и найти необходимый материал.

Надо сразу оговориться, что учебно-воспитательный процесс в любой форме обучения строится в соответствии с логикой познавательной деятельности и научной организацией деятельности учителя и учащихся. Процесс познания начинается с ознакомления с новой проблемой, новой познавательной задачей. Ученик может это делать самостоятельно либо с помощью преподавателя (объяснение). Для этого этапа познания в зависимости от выбранного способа ознакомления с новым материалом используются разные методы и средства обучения. В первом случае учащимся можно предоставить для размышления противоречивые или неизвестные им ранее ситуации, отражающие то или иное явление, предмет познания с разных сторон, и указать на источники информации, где они могут самостоятельно (индивидуально или в малых группах сотрудничества) найти материал, знакомящий их с данной проблемой. Если при этом предусматривается в дальнейшем использование метода проектов, то совместная деятельность учащихся организуется далее по типу «мозговой атаки», цель которой, выдвижение гипотез решения проблемы. Подробнее мы остановимся на этих технологиях немного позже. Во втором случае учащимся дистанционной формы обучения предлагается готовый материал в виде лекции, базового текста. Отличие от очной формы и здесь очевидно, поскольку слушать преподавателя в классе легче, чем читать текст с экрана. Психологи выявили определенную закономерность: внимание учащихся среднего и старшего возраста ослабевает через 10-12 минут объяснения учителя. Необходимы дополнительные средства наглядности, чтобы удержать внимание учащихся на должном уровне. Чем младше возраст, тем быстрее рассеивается внимание школьников. В условиях дистанционного обучения объем предлагаемого материала не должен превышать 2-3 экранов для учащихся 8- 11 классов и для взрослых. Для детей младшего возраста он не может превышать одного экрана. При этом средства наглядности используются для иллюстрации основных мыслей текста, а не для украшения экрана. Но в данной статье мы говорим о технологиях, а не об эргономике. Это отдельный, весьма сложный предмет для обсуждения. После ознакомления с новым материалом в соответствии с логикой познания необходимо удостовериться в том, что материал воспринят адекватно. Необходимо формирование ориентировочной основы действий (ООД). В курсе дистанционного обучения или в электронном учебнике для этого предусматриваются вопросы для самопроверки.

Цель таких упражнений — проверить, насколько правильно учащиеся поняли материал лекции, базового текста, информационных материалов, изучаемых самостоятельно. Это индивидуальная работа. Но такая работа, во-первых, позволяет сосредоточить внимание ученика на ключевых мыслях, основных идеях изучаемой проблемы, во-вторых, позволяет учащимся проверить себя, правильно ли они поняли, осмыслили новый материал. Свои первые мысли по поводу изученного они могут занести на свою веб-страничку («Портфель ученика»), постепенно занося туда свои собственные размышления, анализ, факты, аргументы, подтверждающие избранную позицию, контраргументы, доказывающие ошибочность позиции оппонентов.

Следующий шаг в познании — формирование соответствующих навыков и умений, включая интеллектуальные умения (умения работы с информацией). При любой форме обучения (очной или дистанционной) здесь требуется не индивидуальная, а групповая работа, работа в сотрудничестве, которая позволяет совместными усилиями преодолевать возникающие трудности, помогать друг другу, обмениваться мыслями, рассуждать, опираясь на полученные знания, факты. Это все принципы обучения в сотрудничестве. В дистанционном обучении эта работа выполняется либо в режиме форума, чата, либо по электронной почте, желательно также в режиме on-line. Задание дается на группу ОДНО, роли распределяются самими учащимися. Выполненное совместно задание отправляется тьютору и оценивается им ОДИНАКОВО для всей группы (это тоже один из принципов обучения в сотрудничестве). Вот такой подход и формирует чувство ответственности не только за собственную работу, но за работу всех членов группы, всей группы в целом. Как правило, мотивация учебной деятельности в дистанционном обучении значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить ЗНАНИЯ, и не имея возможности обучаться очно.

Смотрите так же:  Нотариус самородов

Проблемы развития дистанционного и электронного образования в России

Problems of development of remote and electronic education in Russia

Выходные сведения:
Баринова Н.В. Проблемы развития дистанционного и электронного образования в России // ИТпортал, 2017. №2 (14). URL: http://itportal.ru/science/tech/problemy-razvitiya-distantsionnogo-/

Авторы:
Баринова Наталья Владимировна 1

1к.э.н., заместитель начальника отдела инноваций и научных мероприятий ФГОУ ВО Российский экономический университет им. Г.В.Плеханова, г. Москва, Стремянный пер.28, е-mail:[email protected]

Authors:
Barinova Natalya Vladimirovna 1

1k.ev., deputy head of the department of innovations and scientific events of the Federal State Educational Establishment of the Russian Economic University. GV Plekhanova, Moscow, Stremyanniy per.28, e-mail: [email protected]

Ключевые слова:
электронное обучение, электронное образование, дистанционное образование, обучение, ВУЗ

Keyword:
e-learning, e-education, remote education, learning, University

Аннотация:
На современном этапе развития экономики электронное и дистанционное образование становится все более актуальным и востребованным. Электронное образование обладает рядом преимуществ по сравнению с традиционной формой. Однако, развитие дистанционного и электронного образования в России проходит с определёнными трудностями.

Данная статья посвящена рассмотрению и анализу основных проблем в этой области. В тексте рассмотрены вопросы подготовки электронных пособий, мотивации преподавателей, уровня технической оснащённости в ВУзе. Автором предлагаются меры по улучшению ситуации и рассматриваются дальнейшие перспективы развития данной формы обучения в ВУЗе.

Annotation:
At the present stage of economic development, electronic and distance education is becoming increasingly relevant and in demand. Electronic education has a number of advantages over the traditional form. However, the development of distance and electronic education in Russia is going through certain difficulties.

This article is devoted to the analysis and analysis of the main problems in this area. The text considers the issues of preparing electronic manuals, motivating teachers, the level of technical equipment in the university. The author suggests measures to improve the situation and considers further prospects for the development of this form of education in the University.

На современном этапе развития общества информационные технологии проникли во все сферы жизни человека. Под влиянием глобализации компьютерные технологии внедрились в сферу образования, что способствовало развитию инновационных технологий, что в свою очередь привело к созданию электронных форм обучения [6, 11].

Вопросам развития электронного, дистанционного и смешанного образования в России посвящены работы многих отечественных авторов

[2, 3, 8, 10, 11, 15, 17]. Исследователями рассмотрен широкий круг вопросов по проблемам и перспективам развития электронного обучения в России на различных ступенях образования.

В данной статье автором проведён обзор научных материалов по проблемам электронного обучения, систематизированы основные проблемы и предложены предложения по развитию данного направления.

Материал и методы

Методологическую основу исследования составили научные статьи отечественных авторов и материалы из сети Интернет по изучаемому вопросу. Научный материал был исследован с помощью методов сравнительного и системного анализа, а также логического подхода.

Результаты и обсуждения

Основные понятия и определения в области электронного обучения определены в Федеральном законе об образовании № 273 от 29.12.2009г.

Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Под электронным обучением называется форма «организация образовательной деятельности с применением содержащихся в базах данных и используемой для реализации образовательных программ информации и обеспечивающих её обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [16].

При реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС). ЭИОС представляет собой совокупность электронных информационных ресурсов, информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение слушателями образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся [15]:

Основными средствами электронного обучения являются следующие :

· учебники в электронном формате (в т.ч. справочники, методические указания и т.п.);

· сетевые учебно-методические пособия;

· учебные материалы в аудио-формате;

· учебные материалы в видео-формате;

· дистанционные лабораторные практикумы;

· тренажёры с удалённым доступом;

· электронные библиотеки с удалённым доступом [7].

Основным преимуществом электронного обучения является доступная информационная база учебного материала, которую можно использовать неоднократно, а также возможность её применения в любое время и в любом месте при наличии сети Интернет.

Электронное обучение предполагает большой объём самостоятельной работы студентов. В этой связи, возникает необходимость организации контроля каждого модуля. Доступ к контрольным элементам курса открывается по графику, в то время как обучающие элементы курса открыты постоянно. Данная система удобна тем, что позволяет преподавателю контролировать успеваемость студентов, а обучающимся оценивать уровень своей подготовки по изучаемому курсу, что повышает уровень их мотивации [12]. Кроме того, данная форма обучения предполагает учёт индивидуальных потребностей обучающихся, что также повышает интерес к обучению [5].

В начале XXI века многие педагоги выступали против дистанционного образования. Как указывают некоторые авторы, отношение педагогов к дистанционному и электронному обучению значительно отличается: кто-то относится к этому отрицательно, считая, что оно не может заменить традиционный процесс, кто-то считает, что это одно из последних достижений в образовании [1, 13]. Исследования, проведённые в период 2012-2016 гг. в Казанском национальном технологическом университете, основанные на анализе 100 анкет преподавателей, выявили тот факт, что развитие электронного и дистанционного образования в России проходит с большими трудностями. Результаты анкетирования выявили отрицательное отношение преподавателей к утверждениям «в России обеспечен бесплатный доступ к большинству баз данных и электронных библиотек», «существуют дисциплины, которые лучше бы изучать дистанционно», «дистанционное обучение может сформировать такого же компетентного специалиста, как и традиционное, использующее информационные технологии» [4, 21]. Кроме того, оплата разработки электронных материалов преподавателям часто не проводится, что вызывает сильное напряжение в педагогической среде. Можно сказать, что на сегодняшний день не удалось убедить педагогическую общественность в необходимости активизации усилий по развитию дистанционной формы обучения [13, 19, 20].

Стоит согласиться с мнением К.А. Синдеевой, М.И. Лебединской, что электронное и дистанционное обучение должно стать органической частью учебного процесса в ВУЗе, а не его полной заменой [13].

Автор данной статьи также считает, что в условиях моральной неготовности педагогического сообщества к внедрению дистанционного образования, не следует полностью заменять традиционную форму преподавания на электронную, так как может произойти снижение качества подготовки выпускников.

Много вопросов вызывает также качество предлагаемых пользователям учебных ресурсов и уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, реализующего данные программы обучения. Уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, который должен осуществлять работу с современными средствами связи, а также качество электронных ресурсов (видео-лекций, тестов, электронных учебников и т.д.) должен быть достаточно высоким, но на данный момент значительное количество педагогов в ВУЗах не обладают достаточными компетенциями в этой области.

Для успешной реализации данных программ обучения преподаватели должны чётко представлять себе технологические возможности применения средств обучения, а обучающиеся должны иметь подробные инструкции по их использованию по данному курсу.

Как отмечает в своей работе А.В. Хуторской, планирование и подготовка учебных курсов при использовании электронного образования требует от преподавателя гораздо больше усилий, чем при других формах преподавания [18]. При разработке электронных курсов необходимо учитывать наличие в программе чётко прописанных методик применения конкретных информационных средств обучения [10, 14]. Также очень важно отдавать предпочтение электронным материалам, которые автоматически оценивают работу студентов. Данная возможность может быть реализована на платформе Moodle.

Негативным фактором развития данных форм образования в России является отсутствие единого методологического подхода к созданию электронных курсов. В результате реформирования системы образования и науки в России были упразднены научно-исследовательские и научно-методические советы по изучению и систематизации дидактики в области дистанционного образования. Исследователи К.А. Синдеева, М.И. Лебединская считают, что необходимо создать единый центр дидактики дистанционного обучения, обобщающий весь имеющийся научный задел по данному вопросу [13].

Как отмечалось выше, для реализации дистанционного обучения в ВУЗе необходимо наличие электронных ресурсов и возможностей для их использования. Другими словами, электронные программы обучения не просто должны быть грамотно созданы, необходимо иметь возможность их постоянной информационной поддержки (наличие IT-специалистов в штате учреждения).

Таковы, по мнению автора данной статьи, основные проблемы развития электронного образования в России. В июне 2017 года глава Правительства РФ Дмитрий Медведев подписал документ о выделении российским ВУЗам грантов на развитие онлайн-обучения в форме субсидий из федерального бюджета. За период 2017-2019 гг. на эти цели будет выделен 1 млрд. руб., в.ч. в 2017 году 400 млн. руб., а за период 2018-2019 гг. — 600 млн. руб. Данные гранты будут предоставлены ВУЗам на основании конкурсного отбора и направлены на следующие цели:

· продвижение технологий онлайн-обучения;

· разработку требований к навыкам в области онлайн-обучения;

· повышение квалификации специалистов в данной области;

· разработку предложений по нормативно-правовому обеспечению онлайн-обучения [9].

На современном этапе развития образования дистанционное образование рассматривается как основная форма образования будущего.

Другими словами, электронное и дистанционное обучение является современной формой получения профессионального образования, ориентированного на индивидуальные запросы слушателя и его специализацию.

Для успешного развития электронного образования в России необходимо решить вышеперечисленные проблемы:

· создать единый центр дидактики дистанционного обучения;

· сформировать положительное отношение к данной форме обучения среди преподавателей;

· определить формы и размеры стимулирования их деятельности по созданию электронных ресурсов;

· провести необходимые мероприятия по повышению квалификации научно-педагогических кадров.

Глобальной перспективой развития электронного обучения в России может стать формирование системы непрерывного образования, постоянное повышение квалификации кадров и возможности профессиональной переподготовки специалистов без отрыва от основной деятельности.