Меню Закрыть

Полномочия президента россии понятие и состав

Оглавление:

Полномочия президента РФ. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. 18 декабря 2017 года опубликовано постановление Совета Федерации РФ о назначении выборов президента РФ на 18 марта 2018 года. С этого момента в России начинается избирательная кампания. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о полномочиях главы государства.

Полномочия российского президента определяются статьями 80-93 Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года. Согласно ст. 80 Основного закона президент России имеет статус «главы государства», «гаранта» Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он занимает особое место в системе власти и не входит непосредственно ни в одну из трех ее ветвей (исполнительная — правительство РФ; законодательная — Федеральное собрание РФ; судебная — суды РФ).

При этом глава государства может принимать решения только в рамках действующей Конституции и федеральных законов. Президент РФ избирается сроком на шесть лет и не может занимать высшую должность в стране более двух сроков подряд. Его указы и распоряжения обязательны к исполнению на всей территории РФ.

Национальная безопасность

Президент является Верховным главнокомандующим Вооруженными силами РФ, ему же принадлежит право назначать на должность и освобождать от нее высшее командование армии и флота России. В случае агрессии (или ее непосредственной угрозы) против Российской Федерации глава государства имеет право ввести на всей территории страны или в ее отдельных местностях военное положение. Также при попытках вооруженного мятежа, массовых беспорядках, техногенных или экологических катастрофах и др. обстоятельствах президент может объявлять чрезвычайное положение.

В обоих случаях он обязан незамедлительно проинформировать о своем решении обе палаты Федерального собрания. В течение 48 часов введение военного положения должно быть одобрено большинством членов Совета Федерации РФ (чрезвычайное положение должно получить одобрение в течение 72 часов).

Согласно ст. 106 Конституции РФ, президент не имеет права объявлять войну и заключать мир. Это исключительная компетенция Совета Федерации. Глава государства формирует и возглавляет Совет безопасности РФ. В этот совещательный орган входят председатели палат Федерального собрания, глава правительства, министры силового блока и иностранных дел, глава Администрации президента и др. Совбез готовит для главы государства основные документы в сфере национальной безопасности, в частности, военную доктрину РФ, которую утверждает президент.

Внешняя политика

Как глава государства президент Российской Федерации представляет страну на международной арене. Он непосредственно осуществляет руководство внешней политикой РФ, определяет ее основные направления (в частности, в послании Федеральному собранию РФ), ведет переговоры с руководителями иностранных государств и международных организаций. Для вступления в силу ратифицированных Государственной думой международных договоров необходима подпись российского президента.

Глава государства осуществляет общее руководство деятельностью Министерства иностранных дел РФ. После консультаций с профильными комитетами обеих палат парламента он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и при международных организациях. Также президент РФ принимает верительные и отзывные грамоты иностранных дипломатов.

Исполнительная власть

Президент РФ определяет основные направления внутренней политики страны. Согласно Конституции, он имеет право председательствовать на заседаниях правительства. Главе государства непосредственно подчинены 19 ведомств (из 72 входящих в структуру правительства), в числе которых министерства силового блока, юстиции, иностранных дел, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное архивное агентство и др.

Внешняя политика

Президент Российской Федерации определяет основные направления внешней политики государства Конституция России

Президенту Российской Федерации даны широкие права по проведению внешнеполитического курса страны. Именно глава государства во многом определяет позиции России на международной арене. Президент представляет Россию в международных отношениях, проводит переговоры, подписывает ратификационные грамоты. Конституционные полномочия главы государства во внешнеполитической области практически реализуются в формате различных текущих мероприятий. В первую очередь речь идёт о переговорах с главами иностранных государств во время их визитов в Россию или зарубежных поездок Президента. Обыденным явлением стала «сверка часов» по различным вопросам мировой политики с иностранными партнёрами по телефону. Активно задействован и такой канал международного общения, как обмен посланиями. Всему этому предшествует кропотливая работа, в ходе которой вырабатываются внешнеполитические позиции России.

Президент назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях. Этим назначениям предшествуют консультации с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания. Президент подписывает международные договоры. Международные договоры Российской Федерации – составная часть российской правовой системы.

По сложившейся практике основные направления внешней политики Президент формулирует в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию, в иных публичных выступлениях. Их тексты размещаются на официальном интернет-представительстве главы государства.

Президент России

Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина.

Президент избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Владимир Владимирович Путин.

Присяга Президента России

Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу.

Статус и полномочия Президента

Статус Президента определяется в четвёртой главе Конституции.

Президент является главой государства, гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина. Он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, её независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент определяет основные направления внутренней политики.

Президент определяет основные направления внешней политики.

Президент является Верховным Главнокомандующим Вооружёнными Силами.

Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации, награждает государственными наградами, осуществляет помилование.

Полномочия Президента Российской Федерации.

Президент РФ обладает весьма широкими и разнообразными полномочиями. Они касаются практических всех сторон жизнедеятельности государства и оказывают огромное влияние на развитие экономики и общества.

После консультации соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государствах и международных организациях.
В-четвертых, полномочия, касающиеся отношений с парламентом страны и с другими государственными органами.
Полномочия Президента РФ в отношениях с Федеральным Собранием заключается в том, что он назначает в соответствии с Конституцией и федеральным законом выборы Государственной Думы; распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ; вносит законопроекты в Государственную Думу; подписывает и обнародует федеральные законы; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального Банка России; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности председателя Центрального банка; представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должность Генерального прокурора России; обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране и об основных направлениях внутренней и внешней политики государства; и др.
По отношению к органам исполнительной власти полномочия Президента РФ заключаются прежде всего в том, что он полностью формирует Правительство РФ; назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ, а также федеральных министров. Президент РФ определяет структуру Правительства и общие направления его деятельности; имеет право представительства на заседаниях Правительства РФ; принимает решение об отставке Правительства РФ.
В отношениях с судебными органами полномочия Президента РФ ограничиваются лишь тем, что он представляет Совету Федерации кандидатуру для назначения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ, а также назначает судей других федеральных судов.

Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти тема диссертации и автореферата по ВАК 12.00.14, кандидат юридических наук Бобылёва, Кристина Николаевна

Оглавление диссертации кандидат юридических наук Бобылёва, Кристина Николаевна

Глава 1. Президент Российской Федерации в системе субъектов административного права

§1. Понятие и виды субъектов административного права.

§2. Становление и развитие института Президента в Российской

§3. Виды полномочий Президента Российской Федерации.

§4. Понятие и виды форм осуществления полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Глава 2. Взаимодействие Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти России

§1. Взаимодействие Президента с федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации.

§2. Взаимодействие Президента с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

§3. Организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти»

Актуальность темы исследования.

Одним из главных направлений формирования жизнеспособной российской государственности, наряду с изменением федеративных связей, становлением института парламентаризма, исполнительной власти, местного самоуправления, созданием системы правосудия , является развитие и совершенствование института Президента Российской Федерации.

Это обусловлено тем, что в ходе реформы политической и правовой систем Российской Федерации учреждение института Президента в России сыграло весьма важную роль: произошло перераспределение полномочий между субъектами, осуществляющими государственную власть.

Будучи главой государства, Президент Российской Федерации обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие системы органов государственной власти. Однако, российский опыт государственного строительства последних лет показывает, что деятельность Президента Российской Федерации больше тяготеет к исполнительной ветви государственной власти. Президент Российской Федерации не только участвует в выработке государственной политики в той или иной степени в экономической, административно-политической и социально-культурной сфере, но и осуществляет постоянный контроль за ее реализацией, а при необходимости -корректировку, что наблюдается в процессе, например, проведения государственной научно-технической политики, топливно-энергетической программы, « монетизации » социальных льгот, принятия решений об исключении предприятий из числа стратегических и включении их в прогнозные планы приватизации, наконец, развития государственной службы Российской Федерации. При этом Президент России « делит » свои полномочия с Правительством Российской Федерации, что свидетельствует об усложненной управленческой вертикали, дуалистической системе органов исполнительной власти, приводящей к увеличению аппарата государственной службы, его бюрократизации. Яркий тому пример — административная реформа федеральных органов исполнительной власти, когда при сравнительно одинаковых требованиях, предъявляемых к однотипным организационным формам, созданы и функционируют разные не только по объему полномочий, но и по уровню подчиненности федеральные органы исполнительной власти — руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации и органы, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации. Безусловно, такая конструкция не исключает дублирования полномочий между главой государства и федеральными органами исполнительной власти.

Требует научного осмысления именно с точки зрения административного права и деятельность Президента Российской Федерации во взаимодействии с органами исполнительной власти субъектов России. Это обусловлено тем, что продолжают иметь место устойчивые разногласия по поводу изменения порядка назначения и отстранения от должности высших должностных лиц (руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации; функционирования института полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах, оказывающих влияние на развитие государственно-управленческой деятельности в регионах, на взаимодействие региональных управленческих структур с федеральными.

Очевидно, что решение этих проблем зависит от понимания роли и места Президента Российской Федерации в современной демократической модели исполнительной власти, в основе которой лежит, с одной стороны, отказ от жесткой централизации, а с другой, — создание « сильной » исполнительной власти с подчинением деятельности ее организационно-правовых форм интересам человека и гражданина , общества, законности.

Все вышеизложенное определяет выбор темы научного исследования и его актуальность.

Степень научной разработанности темы исследования и теоретико-правовая основа исследования.

Проблема реализации полномочий Президента Российской Федерации является постоянным предметом внимания науки административного права. При этом наблюдается стабильная заинтересованность в вопросах, связанных с субъектным составом, обеспечивающим реализацию полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти, выявлением особенностей правовых форм осуществления полномочий Президента, выработки четких критериев для правомерного пользования и исключения злоупотреблений властью Президентом России, обусловленных ее сущностью. В частности, к этим и другим аспектам института Президента Российской Федерации в своих работах обращались А.Б. Агапов , Д.Н. Бахрах, А.И. Бобылев, А.А. Бондаренко , И.Л. Бачило, Г.В. Дегтев, JI.A. Калинина , Ю.М. Козлов, В.Н. Медведев, Ю.А. Тихомиров , Н.Г. Салищева, Ю.Н. Старилов, М.С. Студеникина , А.Н. Писарев, В.В. Полянский, H.IO. Хаманева и другие1. Между тем, комплексные научные работы, выполненные в рамках административного права, затрагивающие механизм реализации полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти, отсутствуют.

Теоретическую основу исследования составляют труды представителей отечественной науки по общим вопросам государства, права и управления. В диссертации использованы монографии и иные публикации С.А. Авакьяна , А.С. Автономова, А.С. Алексеева, Г.В. Атаманчука , Д.Н. Бахраха, И.Л. Бачило, К.С.

1 См., например, Бондаренко А.А. Указы Президента в сфере исполнительной власти Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003; Козлов Ю.М. Исполнительная власть: исходные позиции // Вестник МГУ : Серия право. 1992. № 3, 4, 5; 1993. № 4, 5■, Дегтев Г.В. Становление и развитие президенства в России. М., 2005; Калинина Л.А. Принцип разделения властей -политико-правовая основа осуществления и реализации исполнительной власти в Российской Федерации: история и современность // Известия международной академии наук высшей школы. М., 2005. № 3 (33); Лучин В.О. « Указное право » в России. М., 1996; Медведев В.Н. Исполнительная власть в условиях административной реформы. М., 2006; Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал Российского права. 2001. № 2; Писарев А.Н. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны: автореф. дисс. к.ю.н. М., 1995; Полянский В.В. Системно-структурные реформы публичной власти и статус Президента Российской Федерации // Административное право: теория и современность. М., 2006; Студеникина М.С. Юридическая природа указов Президента Российской Федерации // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М., 2004; Чиркин В.Е. Президент и исполнительная власть в системе разделения властей: реалии современной России // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003; Чертков А.Н., Плюгина И.В. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Право и политика. 2006. № 2.

Вельского, А.В. Венгерова , В.А. Кистяковского, Ю.М. Козлова, Е.И Козловой, Н.М. Коркунова , О.Е. Кутафина, Б.М. Лазарева, О.Э. Лейста , А.Е. Лунева, М.Н. Марченко, Л.А. Мицкевича , Д.М. Овсянко, Л.Л. Попова, С.С. Студеникина , М.С. Студеникиной, Ю.А. Тихомирова, Н.Ю. Хаманевой , В.Е. Чиркина, Ц.А. Ямпольской и других авторов, а также некоторые зарубежные источники.

Смотрите так же:  Регистрация в фомс для ип

В исследовании проанализированы относящиеся к его теме нормы действующих законов Российской Федерации, актов Президента, Правительства, а также практика Конституционного Суда Российской Федерации.

Объект и предмет исследования.

Проблема реализации полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти, если ее рассматривать в целостном виде, -сложная и многоплановая, имеющая разнообразные грани и конкретные аспекты.

В широком смысле объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают, изменяются и прекращаются в процессе реализации Президентом Российской Федерации полномочий в сфере исполнительной власти. На основе всестороннего анализа предпринята попытка исследования механизма взаимодействия Президента Российской Федерации с субъектами исполнительной власти как на федеральном, так и на региональном уровнях.

Предмет исследования составляет теоретическая, законодательная и практическая база правового регулирования механизма реализации полномочий главой государства в сфере исполнительной власти.

Цель н задачи исследования.

Непосредственной целью представленной диссертации является, преимущественно, административно-правовое исследование юридической природы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти, их систематизация и классификация, раскрытие основных тенденций и закономерностей развития механизма взаимодействия Президента с органами исполнительной власти, предложение научно обоснованных выводов и рекомендаций по дальнейшему совершенствованию организационных звеньев, элементов, форм и методов, образующих механизм административно-правового регулирования компетенции названных органов, также связанное, по некоторым аспектам, с проблематикой конституционного права.

Данная цель конкретизируется в ряде следующих основных задач:

• изучить и обобщить имеющиеся материалы, определить степень и уровень научной разработанности исследуемой темы;

• рассмотреть понятие и виды субъектов административного права;

• изучить и осмыслить причины возникновения и историю становления института Президента в России;

• выявить статус Президента как одного из субъектов государственной власти Российской Федерации;

• проанализировать формы осуществления полномочий Президента как субъекта исполнительной власти;

• исследовать содержание полномочий Президента России в сфере исполнительной власти во взаимодействии как с федеральными органами исполнительной власти, так и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

• определить организационный механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти.

Методология и методика исследования.

Методологическую основу диссертации составляют как общенаучные, так и иные методы познания, в том числе и специальные.

Общей основой исследования являются философские методы. Будучи универсальными, они позволяют уяснить природу и характер механизма полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Среди специальных методов диссертационного исследования широко используется догматический или формально-логический способ познания. Его применение позволяет изучить законодательство, нормами которого регламентируется взаимодействие Президента с органами исполнительной власти, выявить соответствие либо несоответствие действующего законодательства реалиям существующей жизни.

Широко используется и сравнительно-правовой метод, основывающийся на последовательном сопоставлении большого числа сходных государственно-управленческих явлений.

Особое значение в исследовании также отводится социологическому методу изучения, который позволяет определить эффективность взаимодействия главы государства с субъектами исполнительной власти.

Важным при характеристике полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти является акцентирование внимания на историческом способе познания. Такой подход дает возможность рассмотреть существующие административно-правовые явления в сфере взаимодействия Президента с органами исполнительной власти не только с точки зрения настоящего их состояния, но и с позиций их прошлого.

Учитывая состояние переходного периода развития российской государственности, сущность которого характеризуется своеобразной логикой и механизмами формирования, в которых уживаются элементы старых и новых форм и методов осуществления исполнительной власти, представлений, норм мышления, быстрая смена ситуаций и сценариев государственно-управленческой деятельности, нередкое возникновение « откатных », « попятных » движений при осуществлении институциональных реформ, в том числе и административной реформы, инициатором и участником которой является Президент Российской Федерации, применен и синергетический подход к исследованию. Огромный потенциал данного метода заключается в возможностях описания закономерностей процессов функционирования института Президента в сложноорганизованной системе исполнительной ветви государственной власти.

Что же касается приоритетного использования того или иного метода исследования, то это всецело зависит от поставленных в диссертации задач.

Эмпирическую базу исследования составляют данные социологических исследований, статистические материалы, практика деятельности Президента

Российской Федерации, его вспомогательных органов и структур, а также органов исполнительной власти во взаимодействии с главой государства.

Научная новизна исследования состоит в том, что это первое в российской юридической науке диссертационное исследование, в котором проведен административно-правовой анализ комплекса организационных аспектов механизма реализации полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

В этой связи особое внимание в диссертации уделено осмыслению института Президента России в системе субъектов административного права, понятия и содержания организационно-правового механизма, направленного на осуществление главой государства полномочий в данной области.

Анализ законодательства о рабочих органах Президента Российской Федерации, правовая оценка их взаимодействия с органами исполнительной власти позволили сформулировать самостоятельные выводы, предложения и рекомендации, направленные на дальнейшее совершенствование эффективных форм и методов взаимодействия Президента России с органами исполнительной власти в процессе государственного управления, которые являются новыми либо содержат элемент новизны.

Соответственно, по итогам проведенного научного исследования к наиболее существенным выводам и результатам диссертационного исследования, выносимым на защиту, можно отнести следующие:

1) понятие Президента Российской Федерации как субъекта административного права, то есть обязательного участника государственно-управленческих отношений по реализации полномочий в сфере исполнительной власти. Такой подход обусловлен тем, что возникновение, изменение, приостановление или прекращение административно-правовых отношений бывает невозможно без участия Президента Российской Федерации, а права и обязанности сторон такого рода общественных отношений связаны с реализацией функции государственного управления;

2) выявлены этапы становления института Президента в Российской

Федерации, что позволяет определить его роль и назначение в современных условиях;

3) определены виды полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти и основания их классификации;

4) дано понятие формы реализации Президентом его полномочий — это внешне выраженное действие Президента, осуществленное в рамках его компетенции и влекущее определенные последствия, направленные на возникновение, изменение, приостановление или прекращение правоотношений в целях осуществления задач, функций и полномочий в сфере исполнительной власти;

5) определено место актов Президента Российской Федерации в системе нормативно-правового регулирования. В частности, обоснован приоритет указов главы государства перед нормативными правовыми актами органов исполнительной власти Российской Федерации;

6) исследована практика форм осуществления полномочий главой государства во взаимодействии с органами исполнительной власти, находящимися в ведении Президента Российской Федерации, а также с неподчиненными ему органами исполнительной власти, в частности, с федеральными органами исполнительной власти, находящимися в ведении Правительства Российской Федерации, и с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

7) сделан вывод о необходимости совершенствования организационно-правового механизма реализации Президентом полномочий в сфере исполнительной власти, в том числе законодательства в данной области.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что представленная диссертация является самостоятельным комплексным исследованием актуальной теоретико-прикладной проблемы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти.

Выводы и предложения, содержащиеся в диссертационном исследовании, могут быть использованы в научной и практической разработке проблем административного права, а также в учебном процессе в ходе преподавания административного права как в целом, так и отдельных его институтов.

Содержащиеся в диссертации обобщения, выводы и рекомендации, относительно организационно-правового механизма реализации полномочий Президентом Российской Федерации в сфере исполнительной власти, форм и методов их осуществления, также могут быть использованы для совершенствования нормативно-правовой базы Российской Федерации, в свою очередь регламентирующей механизм взаимодействия Президента с органами исполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов по комплексным вопросам экономической, административно-политической и социально-культурной жизни общества и государства.

Апробация результатов исследования.

Апробация основных теоретических положений и выводов, изложенных в работе, проводилась в различных формах, в том числе: в учебном процессе по административному праву в Московской государственной юридической академии, на научно-практических конференциях и семинарах, посвященных вопросам административного права, в практической деятельности. Основные положения диссертации отражены в опубликованных научных статьях .

Структура диссертационного исследования обусловлена целью, задачами и логикой изучения данной проблематики и состоит из введения, двух глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографии.

Заключение диссертации по теме «Административное право, финансовое право, информационное право», Бобылёва, Кристина Николаевна

Российское государство находится лишь в начале пути построения действительно демократических основ в организации государственного управления. Однако на сегодняшний день уже мало кто представляет государственное устройство страны без института Президента Российской Федерации, трех независимых ветвей государственной власти — законодательной , исполнительной и судебной — взаимодействующих и взаимосвязанных между собой, причем глава государства — Президент — призван обеспечивать их согласованное функционирование. Таким образом, институт Президента неразрывно связан с проблемой разделения властей и ее влиянием на процесс формирования и развития как, в общем, всей системы органов государственной власти, так и системы органов исполнительной власти в частности.

Тем не менее, за время существования в России института Президента его позиции в системе органов государственной власти не только усилились, но и приобрели качественно новые черты. Современное положение главы государства характеризуют функции политического руководства институтами власти, обширной сферой деятельности и широкими полномочиями , как отмечено выше, по обеспечению согласованной работы всех ветвей власти, взаимодействию государственных органов, определению основных направлений государственной политики. В этих условиях Президент фактически исполняет роль направляющего и координирующего центра в системе государственной власти. Но все же из анализа полномочий Президента Российской Федерации, представленного в данной работе, следует, что в основном весь объем государственно-властной компетенции главы государства сосредоточен именно в сфере исполнительной деятельности.

Вопросы полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти являются одними из важнейших в государственно-правовой жизни российского общества и государства. Именно от их решения во многом зависит реальное и эффективное функционирование социально-экономической, политической систем, всего механизма государственной власти в целом. На сегодняшний день административное законодательство регламентирует организацию и функционирование исполнительной власти в целом, и значительный круг вопросов, посвященных главе российского государства.

Представляется, что демократические и цивилизованные отношения между Президентом Российской Федерации и субъектами исполнительной власти, полномочия главы государства в этой области зависят, в первую очередь, от наличия достаточного количества юридических норм высокого качества, от того, насколько урегулированы в законодательстве как права и обязанности соответствующих субъектов, их правовой статус, полномочия, так и гарантии , направленные на обеспечение, соблюдение и защиту интересов всей системы государственной власти России.

В свете этого, одной из важных задач административной реформы является создание современной демократической модели исполнительной власти, в основе которой, с одной стороны, будет лежать отказ от ее понимания как исключительно силового инструмента, отход от жесткой централизации, а с другой — создание « сильной » исполнительной власти с подчинением деятельности ее организационно-правовых форм интересам человека и гражданина , общества, законности в сложный период развития российской государственности. Очевидно, что решение этой проблемы зависит от понимания роли Президента Российской Федерации в проведении административной и институциональной реформы во всех сферах экономической, административно-политической и социально-культурной жизни государства.

Актуальность и важность настоящего исследования прослеживается и в теоретическом плане: очевидна необходимость научного анализа института Президента именно во взаимодействии с органами исполнительной власти. Кроме того, в свете проведения административной реформы требуется более детальное изучение и осмысление полномочий Президента Российской

Федерации в сфере исполнительной власти, так как именно он, согласно законодательству России, формирует всю исполнительную вертикаль в стране посредствам издаваемых им указов о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Также именно Президент утверждает состав Правительства Российской Федерации — высшего исполнительного органа государственной власти страны — что было и остается основной его прерогативой. В работе также проанализированы обширные полномочия Президента Российской Федерации по взаимодействию с органами исполнительной власти субъектов страны, в частности, новый механизм приведения к власти высших должностных лиц субъектов России.

За последние годы было проведено несколько организационных перестроек исполнительной власти, суть которых сводилась к поискам рациональной системы и структуры, прежде всего, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, действующих в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах. По мнению профессора Н.Ю. Хаманевой , в ряде случаев изменения отдельных структурных подразделений этой системы были неоправданны и не были вызваны объективной необходимостью. При этом отсутствовало организационно-правовое обоснование образования, слияния, разделения органов исполнительной власти. Очень часто преобладал субъективный фактор в решении вопроса о структурных звеньях системы исполнительной власти, что приводило к ее нестабильности196.

Таким образом, следует отметить, что сложившаяся практика взаимодействия Президента Российской Федерации с органами исполнительной власти выявила определенные организационные проблемы и противоречия в процессе организации и взаимодействия главы государства с исполнительной ветвью власти. Необходим постоянный поиск новых форм и методов, способствующий совершенствованию деятельности, конструктивному сотрудничеству главы государства с исполнительной вертикалью власти.

196 Хамапева Н.Ю. Проблемы совершенствования системы исполнительной власти в Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003. С. 6.

Для Российской Федерации, где Президент занимает особое положение в системе органов государственной власти, всестороннее исследование его полномочий вообще и в сфере исполнительной власти в частности, представляются весьма полезными и актуальными, прежде всего, с точки зрения дальнейшей оптимизации всей системы государственной власти, повышения эффективности взаимодействия между ее органами. Представляется, что данное исследование позволило приблизиться к решению такой важнейшей проблемы государственной жизни как анализ совокупности полномочий Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти, его организационный механизм реализации полномочий в этой области.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в данной работе предпринята попытка системного рассмотрения организационно-правовых аспектов полномочий Президента Российской Федерации, которые связаны как с управленческими отношениями в целом, так и с проблемой полномочий главы государства в сфере исполнительной власти в частности, с точки зрения именно административного права России.

Сказанное свидетельствует о том, что проблемы осмысления административно-правового статуса Президента Российской Федерации, его полномочий в сфере исполнительной власти еще далеки не только от своего полного теоретического обоснования, но и, соответственно, от практического воплощения в законодательстве.

Список литературы диссертационного исследования кандидат юридических наук Бобылёва, Кристина Николаевна, 2007 год

1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года).

2. Конституция (Основной закон) Российской Федерации России (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета РСФСР девятого созыва 12 апреля 1978 года) (утратила силу).

3. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 07 октября 1977 года) (утратила силу).

4. Конституция (Основной Закон) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (утверждена постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского Съезда Советов от 21 января 1937 года) (утратила силу).

Смотрите так же:  Что необходимо знать при сдаче экзамена на патент

5. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 05 декабря 1936 года) (утратила силу).

6. Конституция (Основной закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (утверждена постановлением XII Всероссийского Съезда Советов от 11 мая 1925 года) (утратила силу).

7. Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена II Съездом Советов Союза ССР от 31 января 1924 года) (утратила силу).

8. Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 года) (утратила силу).

9. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 № 1096-1 «О выборах Президента РСФСР» (утратил силу) //ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 510.

10. Закон РСФСР от 24 апреля 1991 года № 1098-1 «О Президенте РСФСР» (утратил силу) // ВСНД и ВС РСФСР. 1991. № 17. Ст. 512.

11. Закон СССР от 14 марта 1990 года № 1360-1 «Об учреждении поста Президента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основной закон) СССР» (утратил силу) // ВСНД и ВС СССР. 1990. № 12. Ст. 189.

12. Закон СССР от 26 декабря 1990 года № 1861-1 «Об изменениях Конституции (Основного Закона) СССР в связи с совершенствованием системы государственного управления» (утратил силу) // ВСНД и ВС СССР. 1991. № 1. Ст. 3.

13. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ « О чрезвычайном положении » (в ред. Федеральных конституционных законов от 30.06.2003 № 2- ФКЗ , от 07.03.2005 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. 2001. № 23. Ст. 2277.

14. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ « О военном положении » // СЗ РФ. 2002. № 5. Ст. 375.

15. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ « О системе государственной службы Российской Федерации » (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 141-ФЗ, от 06.07.2006 № 105-ФЗ) // СЗ РФ. 2003. № 22. Ст. 2063.

16. Федеральный закон от 12 февраля 2001 года № 12-ФЗ «О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи» // СЗ РФ. 2001. № 7. Ст. 617.

17. Федеральный закон от 17 мая 1995 года № 76-ФЗ « О выборах Президента Российской Федерации » (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1924.

18. Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» (с изм., внесенными Федеральным законом от 09.07.1999 № 159-ФЗ) // СЗ РФ. 1995. № 30. Ст. 2871.

19. Федеральный закон от 31 декабря 1999 года № 228-ФЗ « О выборах Президента Российской Федерации » (утратил силу) // СЗ РФ. 2000. № 1 (часть II). Ст. И.

20. Федеральный закон от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 11.11.2003 № 151-ФЗ, от0211.2004 № 127-ФЗ, от 03.01.2006 № 5-ФЗ, от 18.07.2006 № 121-ФЗ) // СЗ РФ. 2002. №22. Ст. 2031.

21. Федеральный закон от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ « Об основах государственной службы Российской Федерации » (в ред. Федеральных законов от 18.02.1999 № 35-Ф3, от 07.11.2000 № 135-Ф3, от 27.05.2003 № 58-ФЗ) (утратил силу) // СЗ РФ. 1995. № 31. Ст. 2990.

22. Указ Президент Российской Федерации от 21 июля 1997 года № 746 «Об утверждении положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (в ред. Указа Президента РФ от 01.12.2003 № 1417) // СЗРФ. 1997. №30. Ст. 3601.

23. Указ Президента Российской Федерации от 23 июля 2003 года № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» // СЗ РФ. 2003. № 30. Ст. 3046.

24. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих» (в ред. Указа Президента РФ от 20.03.2007 № 372) // СЗ РФ. 2002. № 33. Ст. 3196.

25. Указ Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 года № 870 « Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации » // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2883.

26. Указ Президента Российской Федерации от 12 декабря 1997 года № 1300 « Об утверждении концепции национальной безопасности Российской Федерации » (в ред. Указа Президента РФ от 10.01.2000 № 24) // СЗ РФ. 1997. № 52. Ст. 5909.

27. Указ Президента Российской Федерации от 25 марта 2004 года № 400 « Об Администрации Президента Российской Федерации » (в ред. Указа Президента РФ от 22.02.2005 № 198) // СЗ РФ. 2004. № 13. Ст. 1188.

28. Указ Президента Российской Федерации от 07 августа 2000 года № 1444 «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации» (в ред. Указов Президента РФ от 12.01.2001 № 27, от 20.05.2004 № 650) // СЗ РФ. 2000. № 33. Ст. 3350.

29. Указ Президента Российской Федерации от 07 июля 1992 года № 747 « О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации » // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 28. Ст. 1680.

30. Указ Президента Российской Федерации от 14 ноября 2005 года № 1328 « Об утверждении состава Совета Безопасности Российской Федерации » (в ред. Указа Президента РФ от 09.04.2007 № 447) // СЗ РФ. 2005. № 47. Ст. 4906.

31. Указ Президента Российской Федерации от 01 сентября 2000 года № 1602 « О Государственном совете Российской Федерации » (в ред. Указов Президента РФ от 28.06.2005 № 736, от 23.02.2007 № 241) // СЗ РФ. 2000. № 36. Ст. 3633.

32. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 337 «О Советах при Полномочных представителях Президента Российской Федерации в федеральных округах» // СЗ РФ. 2005. № 13. Ст. 1139.

33. Указ Президента Российской Федерации от 02 ноября 1993 года № 1833 « Об основных положениях военной доктрины Российской Федерации » (утратил силу) // САПП РФ. 1993. № 45. Ст. 4329.

34. Указ Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 года № 706 « Об утверждении военной доктрины Российской Федерации » // СЗ РФ. 2000. № 17. Ст. 1852.

35. Указ Президента Российской Федерации от 28 декабря 2001 года № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 16.03.2007 № 359) // СЗ РФ. 2001. № 53 (Часть И). Ст. 5149.

36. Указ Президента Российской Федерации от 09 декабря 1994 года № 2166 «О мерах по пресечению деятельности незаконных вооруженныхформирований на территории Чеченской Республики и в зоне Осетино-ингушского конфликта» // СЗ РФ. 1994. № 33. Ст. 3422.

37. Указ Президента Российской Федерации от 09 сентября 2000 года № 1620 «О приостановлении действия Указа Президента Республики Адыгея от 30 мая 1994 года № 83 « О мерах по ограничению миграции в Республику Адыгея » // СЗ РФ. 2000. №38. Ст. 3777.

38. Указ Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 года № 1168 « О Министерстве регионального развития Российской Федерации » // СЗ РФ. 2004. № 38. Ст. 3775.

39. Указ Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1176 «О системе федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 22.08.96 № 1234, от 06.09.96 № 1326) (утратил силу) // СЗ РФ. 1996. №34. Ст. 4081.

40. Указ Президента Российской Федерации от 06 июня 1996 года № 810 « О мерах по укреплению дисциплины в системе государственной службы » (в ред. Указа Президента РФ от 27.06.2000 № 1192) (утратил силу) // СЗ РФ. 1996. № 24. Ст. 2868.

41. Указа Президента Российской Федерации от 03 октября 1994 года № 1969 «О мерах по укреплению единой системы исполнительной власти в Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 17.06.2000 № 1110)// СЗ РФ. 1994. № 24. Ст. 2598.

42. Указ Президента Российской Федерации от 28 июня 2007 года № 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 2007. № 27. Ст. 3256.

43. Распоряжение Президента Российской Федерации от 16 марта 2007 года № 110-рп «О Президиуме Государственного совета Российской Федерации» //СЗ РФ. 2007. №12. Ст. 1408.

44. РФ и Федеральным законам» (в ред. распоряжения Президента РФ от 23.02.1998 № 58-рп) // СЗ РФ. 1997. № 18. Ст. 2148.

45. Распоряжение Президента Российской Федерации от 05 апреля 2004 года № 139-рп « О Поощрении » // СЗ РФ. 2004. № 15. Ст. 1437.

46. Постановление Правительства Российской Федерации от 31 декабря 1995 года № 1304 «О совершенствовании деятельности координационных и консультативных органов, создаваемых Правительством Российской Федерации» //СЗРФ. 1996. №2. Ст. 132.

47. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 1996 года № 10-П «По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. № 18. Ст. 2253.

48. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 1998 года № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 52. Ст. 6447.

49. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 06 марта 1997 года «Порядок во власти порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // РГ. 1997. № 47.

50. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 17 февраля 1998 года «Общими силами к подъему России (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» // РГ. 1998. № 36.

51. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 года «Россия на рубеже эпох (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации) // РГ. 1999. № 60.

52. Выступление В.В. Путина при представлении ежегодного послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 08 июля 2000 года//РГ. 2000. № 133.

53. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию « Не будет ни революций, ни контрреволюций » // РГ. 2001. № 66.

54. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию « России надо быть сильной и конкурентоспособной » // РГ. 2002. № 71.

55. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию « Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ » // РГ. 2003. № 93.

56. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 мая 2004 года « Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ » //РГ. 2004. № 109.

57. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 25 апреля 2005 года « Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ » //РГ. 2005. № 86.

58. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 10 мая 2006 года « Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ » // РГ. 2006. № 97.

59. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 26 апреля 2007 года « Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ » // РГ. 2007. № 90.1. Литература.

60. Авакъян С.А. Президент Российской Федерации: эволюция конституционно-правового статуса // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. 1998. № 1.

61. Авакъян С.А. Досрочное прекращение полномочий Президента России: проблемы, требующие юридических решений // Законодательство. 1999. № 2.

62. АврехА.Я. П.А. Столыпин и судебные реформы в России. М., 1991.

63. Автономов А.С. Ключевые проблемы российского федерализма на современном уровне // 5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению . М., 1999.

64. Аганов Ю.О. К вопросу о типологии глав современных государств // Санкт-Петербург, гос. ун-т экономики и финансов. Ин-т права. Уч. записки. СПб., 2000. Вып. 5.

65. Агапов А.Б. Административное право. М., 2004.

66. Агапов А.Б. Административная реформа и административно-юрисдикционная деятельность // Административная реформа и административно-юрисдикционная деятельность. М., 2005.

67. Административное право / Под ред. Козлова Ю.М., Попова JI.JI. М.,1999.

68. Административное право / Под ред. Козлова Ю.М., Попова JI.JI. М.,2002.

69. Административное право / Под ред. JI.JI. Попова. М., 2005.

70. Административное право и административный процесс: актуальные проблемы / Под ред. Попова JI.JI., Студеникиной М.С. М., 2004.

71. Административное право: теория и современность / Отв. ред. Попов Л.Л. М., 2006.

72. Административное право на рубеже веков / Под ред. Д.Н. Бахраха , С.Д. Хазанова. Екатеринбург. 2003.

73. Административная ответственность: вопросы теории и практики / Под ред. Н.Ю. Хаманевой . М., 2004.

74. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982.

75. Алъхименко А.В. Проблемы законодательного регулирования административного судопроизводства // Юридическая мысль. 2002. № 6 (12).

76. Алъхименко А.В. Развитие теории административной юстиции на рубеже XIX- XX веков // Административное и информационное право (состояние и перспективы развития). М., 2003.

77. Алъхименко А.В. Государственный совет в системе органов власти (опыт Франции) // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.

78. Атаманчук Г.В. Управление фактор развития: размышления об управленческой деятельности. М., 2002.

79. Ашаев Д. Исполнительные полномочия Президента России и их место в системе разделения властей // Федерализм. 2003. № 1.

80. Бахрах Д.Н. Предмет и источники административного права России // Административное право на рубеже веков. Екатеринбург, 2003.

81. Бахрах Д.Н. Субъекты административного права // Административное право и административный процесс: актуальные проблемы. М„ 2004.

82. Вельский К.С. Феноменология административного права. Смоленск,1995.

83. Вельский К.С. Функции исполнительной власти // Государство и право. 1996. № 6.

84. Вельский КС. Полицейское право: курс лекций / Под ред. А.В. Куракина. М., 2004.

85. Библиотечка Российской газеты. 2004. № 3.

86. Бобылев А.И., Горшкова Н.Г., Ивакии В.И. Исполнительная власть в России: теория и практика ее осуществления. М., 2003.

Смотрите так же:  Могут ли мошенники оформить кредит по копии паспорта

87. Бондаренко А.А. Указы Президента в сфере исполнительной власти Российской Федерации // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М., 2003.

88. Борзенко А. Элизе Реклю об общественном строе СевероАмериканских Соединенных Штатов. М., 1892.

89. Бородин В.В., Корчагина С.В. Законодательная инициатива и правовой статус Президента России // Конституционное и муниципальное право. 1999. № 1.

90. ВенгероеА. Б. Теория государства и права. М, 1998.

91. Воинские артикулы Петра I. М., 1950.

92. Волошенко И.Л. Правовые акты Президента РФ в системе российского законодательства // Современное российское право: федеральное и региональное измерение: Материалы конференции / Под ред. В .Я. Музкжина, В.В. Невинского . Барнаул, 1998.

93. Габричидзе Б.Н., Чернявский А.Г. Курс административного права Российской Федерации. М., 2003.

94. Глазунова Н.И. Система государственного управления. М., 2002.

95. Глигич-Золотарева М.В. Правовые основы федерализма. М., 2006.

96. Даль В. Толковый словарь великорусского языка. Том 3. М., 1990.

97. Дегтев Г.В. Становление и развитие института президенства в России: теоретико-правовые и конституционные основы. М., 2006.

98. Дмитриев Ю. Президентство в России как реликт монархической власти // Право и жизнь. 1999. № 220.

99. Дмитриев Ю., Журавлев А. Указы президента в системе законодательства // Президент . Парламент. Правительство. 1998. № 1.

100. Домрин А.Н. Институт президенства // Представительская власть -XXI век: законодательство, комментарии , проблемы. 2002. № 1 (43).

101. Елисеев Б.П. Институт Президента РФ. М., 1992.

102. Звягин Ю.Г. Право безотлагательного вето Президента — на весах конституционного правосудия . Заметки с заседания Суда // Журнал российского права. 1998. № 6.

103. Иванов С.А. Федеральный закон и нормативный указ Президента: проблема взаимоотношений и пути их совершенствования // Государство и право. 2003. № 2.

104. Илимский Д Основы президентской власти. М., 1917.

105. Ионов И.А. Полномочия Президента РФ по отмене актов Правительства РФ и приостановлению действия актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации //Конституционное и муниципальное право. 2004. № 4.

106. Исаев М. Администрация Президента РФ: статус и функциональные возможности // Бизнес и политика. 1995. № 7 8.

107. Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы и перспективы развития / Под ред. Хаманевой. НЛО . М., 2004.

108. Исполнительная власть: организация и взаимодействие / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 2005.

109. История буржуазного конституционализма XIX в. М., 1986.

110. Калинина JI.A. Некоторые теоретические проблемы исполнительной власти // Административное право: теория и практика. М., 2002.

111. Калинина JI.A. Государственная служба организационно-правовой элемент исполнительной власти // Административное право и процесс. 2004. № 1.

112. Калинина JI.A. Принцип разделения властей политико-правовая основа осуществления и реализации исполнительной власти в Российской Федерации: история и современность // Известия международной академии наук высшей школы. М., 2005. № 3 (33).

113. Калинина JI.A. Особенности правового положения федеральных органов исполнительной власти // Административное право и административный процесс: теория и современность. М., 2006.

114. Кодан С. В. Представительство центральной власти в регионе: история и современность // Административное право на рубеже веков: межвузовский сборник научных трудов. Екатеринбург. 2003.

115. Козлов Ю.М. Административное право. М., 2005.

116. Козлов Ю.М. Исполнительная власть: исходные позиции // Вестник МГУ : Серия право. 1992. № 3,4, 5; 1993. № 4, 5.

117. Козлова Е.И. Президент России // Человек и закон. 1994. № 5.

118. Козлова Е.И. К истории становления института Президента в Российской Федерации // Библиотечка Российской газеты. № 3.2004.

119. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: 3-е изд. М., 2003.

120. Колесников Е.В. Указ Президента как источник конституционного права России //Конституционное развитие России: Межвуз. науч. сб. Саратов, 1996. Вып. 2.

121. Комарова В.В., Магомедов Ш.Б. Глава государства, региона Российской Федерации. М., 1999.

122. Конин ЕМ., Соколова JI.M. Некоторые организационно-правовые проблемы становления и развития президентской власти в политической системе Российской Федерации // Конституционное развитие России. Саратов, 1993.

123. Конин Н.М. Российское административное право. Саратов. 2001.

124. Конкина И.И. Новый механизм приведения к власти глав субъектов Российской Федерации: проблемы и сомнения // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.

125. Коренев А.П. Административное право России. М., 1997.

126. Котенков А.А. Президент — Парламент: становление взаимоотношений в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 9.

127. Котенков А.А. Актуальные проблемы взаимоотношений Президента РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ в законодательном процессе // Государство и право. 1998. № 10.

128. Краснов М.А. Ответственность власти. М., 1997.

129. Краснов М.А. Россия как полупрезидентская республика: проблемы баланса полномочий (Опыт сравнительно-правового анализа) // Государство и право. 2003. № 10.

130. Кубатаев М.Г. Правовые акты Президента РФ // Автореферат дисс.канд. юрид . наук. М., 2001.

131. Лазарев Б.М. Компетенция органов государственного управления. М., 1972.

132. Лазарев Б.М. Президент СССР // Советское государство и право. 1992. №7.

133. Локтионов А.С. Конституционно-правовые принципы взаимодействия Президента Российской Федерации и Федерального собрания // Государственная власть и местное самоуправление . 2002. № 2.

134. Лукашук И.И. Внешняя политика: президент и парламент // Государство и право. 1996. №7.

135. Лучин В. О. « Указное право » в России. М., 1996.

136. Лучин В.О. Указы Президента Российской Федерации как объект судебного контроля: материалы « круглого стола » // 5 лет Конституции Российской Федерации: по пути к федерализму и местному самоуправлению. М., 1999.

137. Лучин В. О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ // Закон и право. М.,2000.

138. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ в сфере политики // Право и политика. 2000. № 2.

139. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента РФ. Основные социальные и правовые характеристики. М., 2000.

140. Лучин В.О., Филиппов И.В. Роль Президента в обеспечении разделения и взаимодействия властей // Российская цивилизация: история и современность: Межвуз. сб. науч. ст. Воронеж. 2000. Вып. IX.

141. Мазуров А.В. Указ Президента РФ как источник права // Автореферат дисс.канд. юрид. наук. М., 1999.

142. Макарова Т.Е. Об административно-правовом статусе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.

143. Манохин В.М., Адушкин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. М., 1996.

144. Манохин В.М., Адушкин Ю.С. Российское административное право. Саратов, 2000.

145. Марченко М.Н. Политико-правовой статус института президента (исторический аспект) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. № 2. 1992.

146. Миронов О.О., Горовцов Д.Е. Институт президентства в России и мире // Представительная власть: мониторинг, анализ, информация. 1996. № 4 5 (11-12).

147. Митюков М.А., Барнашов A.M. Президент и Федеральное Собрание: конституционные основы взаимоотношений // Актуальные вопросы государства и права в современный период. Томск, 1994.

148. Медведев В.Н. Система исполнительной власти в Российской Федерации: правовые аспекты обеспечения принципа единства. Авт. к.ю.н. М., 2004.

149. Медведев В.Н. Исполнительная власть в условиях административной реформы. М., 2006.

150. Нарышкин С.Е., Хабриева Т.Я. Административная реформа в России: некоторые итоги и задачи юридической науки // Журнал российского права. 2006. № 11.

151. Ноздрачев А.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции Российской Федерации 1993 г. //Государство и право. 1996. № 1.

152. Общая теория государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М.,1998.

153. Окуньков JJ.A. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. М., 1996.

154. Окуньков JJ.A. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание//Журнал российского права. 1997. № 2.

155. Окуньков JJ.A. Некоторые проблемы статуса и полномочий Президента и практика Конституционного Суда // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. 1997. №2.

156. Окуньков JJ.A. Правительство и Президент: грани взаимодействия // Журнал российского права. 1998. № 9.

157. Окуньков JJ.A. Конституционное законодательство России. М., 1999. 100.Окуньков JJ.A. Варианты взаимодействия Президента Российской

158. Федерации с другими органами власти // Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.101 .Окуньков JJ.A. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом , Правительством и Федеральным Собранием // Законодательство. 2000. №9.

159. Окуньков Л.А. Указы Президента РФ и проблемы их совершенствования //Законодательство. 2000. № 12.103 .Окуньков Л.А. Президент и Правительство (в механизме государственной власти) // Журнал российского права. 2001. № 2.

160. Пархоменко А.Г. Идеи российского конституционализма и их реализация в отечественном конституционном (государственном) праве. М., 1998.

161. Писарев А.Н. Принципы деятельности Президента Российской Федерации по реализации полномочий в области обороны // Государство и право. 1994. № 8 9.

162. Писарев А.Н. Полномочия Президента Российской Федерации в области обороны: автореф. дисс. к.ю.н. М., 1995.

163. Политический механизм диктатуры монополий. М., 1974.

164. Полянский В.В. О соотношении публичных и частных интересов в процессе проведения административной реформы // Административное право и процесс. 2004. № 1.

165. Полянский В.В. Системно-структурные реформы публичной власти и статус Президента Российской Федерации // Административное право теория и современность. М., 2006.

166. Проблемы административного и административно-процессуального права / Отв. ред. Попов Л.Л. М., 2005.

167. Прокофьев Г., Скуратов Д. Проблемы классификации форм участия Президента РФ в правотворческом процессе // Конституционное и муниципальное право. 2001. № 3.

168. Пушкина Е.В. Статус Президента в условиях властных противовесов // Проблемы становления президентской республики в современной России: теория и практика. М., 2001.

169. Радченко В.И. Чрезвычайное и военное положение в России (конституционно-правовые проблемы) // Саратовская государственная академия права. Вестник. Науч.-поп. журнал. 1998. № 3.

170. Ричард Саква. Институт Президенства: либеральный или неопатерналистский политический режим // Конституционное Право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 4 (45).

171. Российский Б.В. К вопросу о реформировании системы федеральных органов исполнительной власти // Административное право и процесс. 2004. № 1.120 .Российский Б.В. Система и структура федеральных органов исполнительной власти // Закон. 2004. № 7.

172. Российское законодательство: проблемы и перспективы. М., 1995.

173. Сафарова М.Р. Актуальные проблемы Конституционного законодательства. М., 1997.

174. Скуратов Ю., Шафир М. Президентство: генезис и перспективы // Народный депутат . 1991. № 9.

175. Скуратов Ю.И. Конституционные основы и практика функционирования президентской власти // Конституционный строй России. М., 1992. Вып. 1.

176. Скуратов Ю. Президентская власть в России: конституционные нормы и практика//Право и жизнь. 1992. № 3.

177. Скуратов Ю. Парламент и Президент в Конституции Российской Федерации//Российская Федерация. 1994. № 5.

178. Снежко О.А. Президент Российской Федерации гарант прав и свобод граждан // Право и политика. 2005. № 2.

179. Соболева Ю.В. Общественные объединения как субъекты административного права: Автореф. дисс. . канд. юрид. наук. Саратов, 2000.

180. Советское государственное право / Под ред. И.Е. Фарбера. Саратов,1979.

181. Станских С.Н. Федеральные органы государственной власти с особым статусом в системе разделения властей // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. № 1.

182. Стартов Ю.Н. Курс общего административного права. Т.1. М.,2002.

183. Старилов Ю.Н. Административная реформа: основные проблемы переходного этапа // Административная ответственность: вопросы теории и практики. М., 2004.

184. Старилов Ю.Н. Административное право России: к вопросу о необходимости разработки новых концепций развития // Административное право и процесс. 2004. № 1.

185. Старосьцяк Е. Правовые формы административной деятельности. М, 1959.140 . Студеникина М.С. Юридическая природа актов Президента по Конституции Российской Федерации 1978 г. // Проблемы законотворчества

186. Суворов В. Институт главы государства: юридическая природа и положение в системе власти // Право и жизнь. 1998. № 13.

187. Суворов В. Роль общерегулятивных конституционных норм в закреплении компетенции Президента РФ // Право и жизнь. 1999. № 19.

188. Суворов В.Н. Институт президентства: российская конституционная модель и зарубежный опыт // Исполнительная власть: сравнительно-правовое исследование: Сб. ст. и обзоров. М., 1995.

189. Суворов В.Н. Конституционные пределы полномочий Президента Российской Федерации (по материалам Конституционного Суда РФ) // Труды Московской гос. юрид. акад. 1998. № 3.

190. Суворов В.Н. Президент и Правительство Российской Федерации: конституционные проблемы взаимоотношений // Труды Московской гос. юрид. акад. 1999. №4.

191. Суворов В.П. Глава Российского государства (правовой статус, положение в системе власти). М., 2000.

192. Тарасов A.M. Сущность президентского контроля и его место в системе государственного контроля // Конституционное и муниципальное право. 2002. № 2.

193. Тарасов A.M. Региональный президентский контроль: вопросы совершенствования // Журнал российского права. 2002. № 5.

194. Тарасов A.M. Президентский контроль: теоретические и практические аспекты его эффективности // Государство и право. 2002. № 11.

195. ТарасовA.M. Президентский контроль // Законодательство. 2003. № 4.

196. Тихомиров Ю.А. Об административной реформе в России // Исполнительная власть: организация и взаимодействие. М., 2000.

197. Тихомиров Ю.А. Теория компетенции. М., 2001.

198. Тихомиров Ю.А. Правовые аспекты административной реформы // Законодательство. Экономика. 2004.

199. Уокер Э. Политика вины и президентские полномочия в новой Конституции России // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 1993. № 4 (5); 1994. № 1 (6).

200. Фарукшин М.Х. Федерализм: теоретические и прикладные аспекты. М., 2004.

201. Хабриева Т.Я., Ноздрачев А.Ф., Тихомиров Ю.А. Административная реформа: решения и проблемы // Журнал российского права. 2006. № 2.

202. Хутинаев И.Д. Президент Российской Федерации. Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1994.

203. Чеботарев Г.Н. Президентская власть в системе государственной власти Российской Федерации // Российский юридический журнал. 1997. № 4.

204. Черепанов В.А. Конституционный суд РФ о реформе государственной власти в субъектах РФ // Государственная власть и местное самоуправление. 2006. № 5.

205. Черншовский З.М. Институт президентуры в свете исторического опыта // Государство и право. 1991. № 6.

206. Чертков А.Н., Плюгина И.В. Институт полномочных представителей Президента Российской Федерации в федеральных округах // Право и политика. 2006. № 2.

207. Шаров А.В. Об основных элементах административной реформы // Журнал российского права. 2005. № 4.

208. Х.Шувалов И.И. Правительство Российской Федерации в законотворческом процессе. М., 2004.

209. Шувалов И.И. Взаимодействие Правительства Российской Федерации с другими участниками законотворческого процесса // Журнал российского права. 2004. № 6.

210. Шувалов И.И. Юридический аспект теории разделения властей // Конституционное и муниципальное право. 2005. № 3.

211. Шульженко Ю.Л. Конституционный контроль в России. М., 1995.

212. Юридическая энциклопедия / Под ред. Б.Н. Топорнина . М., 2001.

213. Ямполъская Ц.А. Субъекты советского административного права. Автореф. дисс. . докт. юрид. наук. М., 1958.