Меню Закрыть

Полномочия общего надзора

Полномочия общего надзора

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора

Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора следующие: имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения феде­ральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространя­ется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопро­сов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомствен­ных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должност­ные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно, представлять необходимые документы, выде­лять специалистов, организовывать проверки и проводить ревизии.

Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения за­кона могут быть:

— принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

— внесение представления об устранении нарушений;

— обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать право­вой акт недействительным;

— вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производ­ства об административном правонарушении, об освобождении лица, неза­конно подвергнутого административному задержанию на основании реше­ний несудебного органа;

— письменное требование о привлечении виновного лица к иной уста­новленной законом ответственности;

Обращения в правоохранительные органы. Наряду со специализированными природоохранными органами существуют правоохранительные органы, .

Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы;. 3) банковский — контроль .

в сфере таможенного дела и постановление о направлении материалов в другие. правоохранительные органы для решения вопроса о возбуждении .

задерживать нарушителей законодательства об особо охраняемых природных территориях и доставлять их в правоохранительные органы; .

2) налоговый — осуществляют налоговые органы, налоговая полиция, таможенные и иные правоохранительные органы … зав. кафедрой финансов, .

. назначения, органы государственного управления, системы национальной обороны, правоохранительные органы, судебные органы и др. .

Счетная палата РФ передает соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизии и проверок должностные лица .

Правоохранительные органы – это специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, .

г) правоохранительные органы — прокуратура, министерство внутренних дел , полиция, милиция, таможенные органы, нотариат. Каждый орган наделен .

Полномочия общего надзора

3. ПОЛНОМОЧИЯ ПРОКУРОРА ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБЩЕГО НАДЗОРА

Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 22 и 27) предоставляет прокуро­рам следующие полномочия по осуществлению общего надзора:

1) рассмотрение и проверка заявлений, жалоб и иных сообщений о нарушениях прав и свобод че­ловека и гражданина;

2) разъяснение пострадавшим порядка защиты их прав и свобод;

3) принятие мер по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражда­нина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;

4) по предъявлению служебного удостоверения беспрепятственный вход на территорию поднад­зорных объектов, доступ к их документам и материалам, проверка исполнения законов в связи с посту­пившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

5) право требования от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов представ­ления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры мате­риалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций;

6) право вызыва должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

7) прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает уголовное дело или производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.

Прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона поднадзорными ор­ганами или должностными лицами:

1) освобождает своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задер­жанию на основании решения несудебных органов;

2) опротестовывает противоречащие закону правовые акты, обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными;

3) вносит представление об устранении нарушений закона.

Полномочия общего надзора

6.2.6. Общий надзор органов прокуратуры

В соответствии с Законом Российской Федерации от 17 января 1992 года «О прокуратуре Российской Федерации» в редакции Закона Российской Федерации от 18 октября 1995 года «О внесении изме­нений и дополнений в Закон Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации»* на органы прокуратуры возложено осущест­вление от имени Российской Федерации надзора за исполнением дей­ствующих на ее территории законов, обеспечения их верховенства, единства и укрепление законности, защита прав и свобод человека и гражданина, интересов общества и государства. Надзорная деятель­ность органов прокуратуры включает в себя ряд направлений или отраслей, одной из которых является общий надзор.

* Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. № 47. С. 4472.

Предметом общего надзора является: а) исполнение законов федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Россий­ской Федерации, органами местного самоуправления, органами воен­ного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также соответствие законам издаваемых ими правовых актов;

б) соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными орга­нами исполнительной власти, представительными (законодательны­ми) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Объектами общенадзорной деятельности являются федеральные органы исполнительной власти, представительные (законодательные) и исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, органы военного управления, органы конт­роля, их должностные лица, коммерческие и некоммерческие орга­низации, их органы управления и должностные лица и др.

Прокуратура не осуществляет надзор за актами, издаваемыми Правительством Российской Федерации. Это прерогатива конститу­ционного контроля. Однако, если принятое Правительством постанов­ление противоречит Конституции Российской Федерации и ее зако­нам, то Генеральный прокурор вправе информировать об этом Прези­дента Российской Федерации.

Прокуратура наделена комплексом полномочий, позволяющих прокурорам своевременно реагировать на нарушения законности в уп­равлении, принимать меры по устранению причин и условий ее нару­шения, восстанавливать нарушенные права, привлекать к ответствен­ности виновных лиц.

Смотрите так же:  Пожизненное наследуемое владение перевод в собственность

Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора за­креплены в ст. 22, 27 Закона о прокуратуре Российской Федерации. В соответствии со своей компетенцией он вправе, по предъявлении служебного удостоверения, беспрепятственно входить на территорию и в помещения объектов надзора, проверять исполнение ими законов;

требовать от руководителей и иных должностных лиц объектов надзо­ра представления необходимых материалов, документов, статисти­ческих и других сведений, в том числе акты, изданные ими с нару­шением закона.

Прокурор имеет право требовать от должностных лиц выделения специалистов для выяснения возникающих вопросов, по которым не­обходимы специальные знания; проведения проверок и ревизий дея­тельности подконтрольных или подведомственных им организаций, предприятий, учреждений в связи с имеющимися у него сведениями о нарушениях закона. Должностные лица, которым поступило требо­вание прокурора о проведении проверок и ревизий, обязаны неза­медлительно приступить к его исполнению.

Прокуратура наделена правом координации деятельности право­охранительных органов по борьбе с преступностью.

В процессе общенадзорной деятельности прокурор рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина и в случае обнаружения таковых при­нимает меры по их пресечению и предупреждению, привлечению к ответственности виновных в нарушении закона лиц.

Прокурор вправе проверять законность административного задер­жания граждан и освобождать своим постановлением тех из них, кото­рые были незаконно подвергнуты административному задержанию на основании решения несудебных органов; в предусмотренных законом случаях возбуждать уголовное дело или производство об администра­тивном правонарушении, либо требовать привлечения нарушивших закон лиц, к иному виду ответственности, установленной законода­тельством; обращаться в суд за защитой прав и законных интересов граждан, общества, государства; вызывать должностных лиц и граж­дан для объяснений по поводу нарушений закона.

Проверки исполнения законов, законности издаваемых поднад­зорными объектами правовых актов, нарушения прав и свобод граж­дан, осуществляются прокуратурой на основании поступивших в нее сообщений, заявлений, жалоб, сведений о фактах нарушения закон­ности.

Реализуя свои полномочия, органы прокуратуры не вправе вме­шиваться в оперативно-хозяйственную деятельность поднадзорных объектов, подменять собой иные государственные, в том числе, конт­рольные органы. Требования прокурора, вытекающие из его полно­мочий, обязательны для исполнения адресатом в установленный срок. Их неисполнение влечет за собой предусмотренную законом ответст­венность.

В целях обеспечения законности в сфере управления органы про­куратуры используют в своей работе соответствующие методы, к ко­торым относятся:

1. Проверка исполнения законов поднадзорными объектами. Ито­гом проверок являются справки, в которых дается анализ вскрытых нарушений законности, причин и условий их порождающих, предла­гаются меры по их устранению. Справки направляются в соответству­ющие органы, организации для принятия мер по устранению выяв­ленных нарушений законности.

2. Проверка правовых актов, издаваемых поднадзорными объек­тами и действий должностных лиц, порождающих юридические пос­ледствия. Такие проверки осуществляются с целью установления со­ответствия актов и действий закону, иным нормативным актам. При этом выясняется, нарушены ли права и законные интересы граждан, общества, государства исполнением проверяемых актов, действий, на­несен ли им ущерб.

3. Участие соответствующих прокуроров в заседаниях федераль­ных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Участие в таких заседаниях позволяет прокурору уже на стадии рассмотрения и принятия правовых актов давать им юридическую оценку.

Они вправе участвовать также в рассмотрении внесенных ими представлений и протестов органами исполнительной власти, пред­ставительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправ­ления, коммерческими и некоммерческими организациями.

4. Изучение и обобщение сведений о нарушениях законности, поступающих в прокуратуру, либо публикуемых в средствах массовой информации, и принятие по ним соответствующих мер.

В случае нарушения законности прокурор обязан реагировать со­ответствующим образом. В Законе закреплены три формы реагирования прокурора на нарушения законности.

В порядке общенадзорной деятельности прокурор вносит протест на противоречащий закону правовой акт (ст. 23 Закона). Протест приносится в орган или должностному лицу, издавшему та­кой акт, либо в суд. В нем прокурор излагает требование об отмене правового акта или его части, либо о приведении его в соответствие с законом. Принесение прокурором протеста не приостанавливает действия опротестованного акта, кроме случаев, прямо предусмотрен­ных законодательством. Так, например, в соответствии со ст. 270 КоАП РСФСР принесение прокурором протеста на постановление о на­ложении административного взыскания приостанавливает его испол­нение.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в 10-дневный срок с момента его поступления в соответствующий орган, организацию, должностному лицу. При исключительных обстоятель­ствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить более короткий срок рассмотрения проте­ста. Ответ прокурору на протест дается в письменной форме.

Протест прокурора на правовой акт содержит определенные рек­визиты: наименование опротестованного акта; кем и когда он издан;

содержание опротестованного акта либо части его; правовое обосно­вание незаконно изданного акта; указание на нарушение нормы зако­на или подзаконного акта; требование прокурора об отмене или приведении в соответствии с законом опротестованного акта; предло­жение о рассмотрении протеста в установленный законом 10-дневный срок; должностное положение прокурора, его классный чин, дату принесения протеста.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

§ 1. Что регулирует административное право? Изложенные позиции подводят к чисто … Как уже отмечалось, существует особая отрасль правовой системы Российской Федерации, основным.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того … Термины «конституционное право» и «государственное право» зачастую считаются синонимами. . которые.

Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с … К содержанию книги: Административное право. Смотрите также. . огромное разнообразие специальных.

Административное право как отрасль современного права появилось тогда, когда в правовой системе достаточное место заняли нормы, закрепляющие права личности, процедуры деятельности.

Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, поэтому общеотраслевой режим административного права носит публично-правовой характер.

Административное право практически использует все методы правового регулирования. Вместе с тем определяющее влияние на выбор тех или иных средств правового воздействия на управленческие.

Смотрите так же:  Доплата к пенсии на иждивенца в 2018г

К содержанию книги: Административное право России. Смотрите также: Административное право Административное право. Экологический контроль.

Поэтому административное право ограничивается лишь определением структуры . Административное право можно рассматривать как обобщающую отрасль в силу того, .

62. Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора

62. Полномочия прокурора при осуществлении общего надзора

Прокурор имеет право беспрепятственно входить на территории и в помещения федеральных министерств и ведомств и других органов, на которые распространяется эта отрасль надзора, иметь доступ к их документам и материалам; вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных предприятий; при необходимости вправе вызвать должностных лиц и граждан для получения объяснений по поводу нарушения закона. Должностные лица, от которых зависит выполнение требований прокурора, обязаны выполнять их незамедлительно.

Актами прокурорского реагирования на установленные им нарушения закона могут быть:

принесение протеста на противоречащий закону правовой акт;

внесение представления об устранении нарушений;

обращение в суд или арбитражный суд с требованием признать правовой акт недействительным;

вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, производства об административном правонарушении, об освобождении лица, незаконно подвергнутого административному задержанию на основании решений несудебного органа;

письменное требование о привлечении виновного лица к иной установленной законом ответственности;

Протест приносится на противоречащий закону правовой акт, содержит требование отменить или изменить его и направляется органу или должностному лицу, которые издали этот акт.

Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению управомоченными органами или должностными лицами в установленный законом срок.

Конспекты юриста

Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора

Полномочия прокурора по осуществлению общего надзора делят на группы в зависимости от их направленности (цели).

Полномочия по выявлению правонарушений закона

1. Полномочия, для реализации которых необходима информация о фактах нарушения закона, поступившая в органы прокуратуры:

  • — При предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территорию и помещения поднадзорных субъектов;
  • — Иметь доступ к документам и материалам (образцы продуктов, сырья) поднадзорных субъектов, но соблюдая конфиденциальность;
  • — Проверка исполнения законов, находясь на территории и в помещениях, куда прокурор вошел, также выездная проверка.

2. Инициативные полномочия, не требующие поступления в прокуратуру информации о фактах нарушения закона:

  • — Требовать представления необходимых документов, статистических сведений;
  • — Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов выделить специалистов для выяснения возникших вопросов;
  • — Требовать от руководителей и других должностных лиц поднадзорных органов проведения проверок по поступившим материалам, а также ревизий деятельности от подконтрольных или подведомственных им организаций;
  • — Вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушения закона (устно, письменно)
  • — Рассматривать поступающие от органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля проекты ежегодных планов проведения плановых проверок на предмет законности включения в них юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • — Рассматривать поступающие от органов государственного контроля (надзора) и муниципального контроля заявления о согласовании проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей.

Полномочия по устранению и предупреждению выявленных нарушений

П.3 ст.22 ФЗ. Реализуются путем вынесения актов прокурорского надзора (ст.23 – 25.1 ФЗ)

1. Возбуждать производство (дело) об административном правонарушении – прокурор должен руководствоваться при таком возбуждении ст.28.1,2,4,5,7 КоАП, путем вынесения постановления (разновидность протокола об административном правонарушении) – направляется в орган, который будет это дело рассматривать.

2. Требовать привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности – используется, когда в выявленном нарушении закона нет ни состава административного правонарушения, ни признаков преступления, отдельного акта прокурорского надзора не существует, чаще всего прокурор выносит представление.

3. Предостерегать о недопустимости нарушения закона – профилактический характер, т.е. реализуется, когда нарушения закона еще не было, либо нарушение незначительное, а прокурора есть сведения о предстоящем нарушении, оформляется предостережением о недопустимости нарушения закона.

4. Освобождать своим постановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию по решению суда – носит распорядительный характер (27.3 – 6 КоАП).

5. Опротестовывать противоречащие закону правовые акты.

6. Требовать полностью или частично отменить или привести в соответствие закону противоречащий закону правовой акт – оформляется протестом (ст.23 ФЗ)

7. Обращаться в суд или АС с требованием о признании противоречащих закону актов недействительными, когда опротестование не помогает и оформляется процессуальным актом, предусмотренным ГПК или АПК – заявлением о признании правового акта недействующим или недействительным (ограничение внесено Постановлением КС от 18.07.03 и от 11.04.00)

8. Вносить представление об устранении нарушений закона – в отличие от протеста это полномочие реализуется в отношении нарушений законов, выразившихся в форме действий или бездействия; заключается данное полномочие в требовании принять конкретные меры по устранению нарушений закона, оформляется представлением.

9. Направлять соответствующие материалы в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании – п.2 ч.2 ст.37 УПК РФ, оформляется постановлением.

10. Формировать ежегодный сводный план проведения органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с последующим размещением этого плана на официальном сайте генеральной прокуратуры.

11. Принимать решение о согласовании с органом государственного контроля или муниципального контроля проведения внеплановой выездной проверки юридических лиц или индивидуальных предпринимателей или об отказе в согласовании такой проверки.

Законодательная база Российской Федерации

Бесплатная консультация
Федеральное законодательство

  • Главная
  • «ПОЛОЖЕНИЕ О ВОЕННОЙ ПРОКУРАТУРЕ» (утв. Указом Президиума ВС СССР от 04.08.81)
  • На момент включения в базу документ опубликован не был

Статья 18. Полномочия военного прокурора по осуществлению общего надзора

Осуществляя общий надзор, военный прокурор в пределах своей компетенции:

1) истребует приказы, инструкции, положения, наставления, распоряжения и другие акты, издаваемые органами военного управления, командирами (начальниками) и другими должностными лицами Вооруженных Сил СССР для проверки соответствия их Конституции СССР, конституциям союзных республик и конституциям автономных республик, законодательным актам СССР, союзных и автономных республик, воинским уставам, утвержденным Президиумом Верховного Совета СССР, другим актам военного законодательства, а также постановлениям Совета Министров СССР, Советов Министров союзных и автономных республик;

Смотрите так же:  Оформить визу в италию уфа

2) требует от органов военного управления, командиров (начальников) и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, проведения проверок и ревизий деятельности подчиненных им воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий, организаций, служб и должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов;

3) проверяет исполнение законов органами военного управления, воинскими частями, учреждениями, военно-учебными заведениями, предприятиями, организациями и должностными лицами Вооруженных Сил СССР в связи с заявлениями, жалобами и иными сведениями о правонарушениях;

4) проверяет законность административного задержания граждан и применения соответствующими органами и должностными лицами мер воздействия за административные правонарушения;

5) вызывает должностных лиц, военнослужащих и других граждан и требует от них устных или письменных объяснений по поводу нарушений закона;

6) опротестовывает противоречащие закону приказы и другие акты, издаваемые органами военного управления, арбитража Министерства обороны СССР и народного контроля в Вооруженных Силах СССР, а также незаконные акты и действия командиров (начальников) и других должностных лиц Вооруженных Сил СССР;

7) привлекает правонарушителей в установленном законом порядке к уголовной ответственности, возбуждает дисциплинарное производство или производство об административном правонарушении, передает в предусмотренных законом случаях материал о них воинским коллективам, товарищеским судам или общественным организациям для решения вопроса о применении мер общественного воздействия, предостерегает о недопустимости нарушения закона;

8) принимает меры к обеспечению в установленном порядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;

9) вносит представления в органы военного управления, командирам (начальникам), другим должностным лицам и в общественные организации об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий.

83. Прокурорский надзор за исполнением законов (общий надзор). Предмет надзора и полномочия прокурора.

В ходе осуще­ствления надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, и законностью правовых актов наиболее ярко проявляются суть и назна­чение прокурорского надзора в Российской Федерации, находит пря­мое проявление деятельность органов прокуратуры по обеспечению верховенства закона, охране прав и свобод личности, общества и госу­дарства.

Задачи надзора: выявление нарушений закона; установление при­чин и условий, способствующих нарушениям закона; принятие мер к устранению нарушений закона; принятие мер по предупреждению нарушений закона; принятие мер к устранению причин и условий, способствующих нарушениям законов; установление лиц, допустив­ших нарушения законов; принятие мер по привлечению к ответственности лиц, допустивших нарушения законов.

Предмет надзора включает: соблюдение Конституции РФ и испол­нение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными министерствами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, органами военного уп­равления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерче­ских организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых указанными органами и должностными лицами.

Прокурор полномочен осуществлять надзор только за соблюдени­ем Конституции РФ и исполнением законов. Следовательно, надзор за исполнением иных нормативных актов не входит в его компетен­цию, находится за пределами его полномочий. Прокурор не вправе принимать меры по прямому устранению нарушений закона. Выявив нарушения закона, их причины и условия, прокурор ставит вопрос об их устранении перед тем органом или должностным лицом, в компе­тенцию которых входит осуществление соответствующих мер.

Полномочия прокурора по осуществлению возложенных на него функций по надзору за исполнением законов условно подразделяются на две группы: а) полномочия по выявлению нарушений закона и б) полномочия по устранению и предупреждению обнаруженных правонарушений.

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов про­курорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о про­куратуре считаются протест, представление, постановление и предо­стережение. Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, рас­пространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.

84. Акты реагирования прокурора на нарушения закона при осуществлении общего надзора.

Средства реагирования прокурора при выявлении нарушений закона реализуются посредством письменных или устных актов про­курорского реагирования, которыми в соответствии с Законом о про­куратуре считаются протест, представление, постановление и предо­стережение.

Протест — акт прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт. Прокурорский протест направляется в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством. Прокурорский протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления; в случае принесения прокурорского протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта РФ или органа местного самоуправления — на ближайшем заседании. При исключительных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Результаты рассмотрения незамедлительно сообщаются прокурору в письменной форме.

Представление — акт прокурорского надзора. В соответствии с ФЗ РФ «О Прокуратуре Российской Федерации» представление об устранении нарушений закона вносится прокурорам или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме. При рассмотрении представления коллегиальным органом прокурору сообщается о дне заседания.

Постановление — акт прокурорского надзора. Прокурор, исходя из характера нарушения закона должностным лицом, выносит мотивированное постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении. П.п. о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Предостережение — акт прокурорского реагирования на возможное нарушение закона. Оформляется подписываемым прокурором или его заместителем специальным документом в целях предупреждения правонарушений или при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях. При неисполнении требований, изложенных в П. п., должностное лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к установленной законом ответственности.

Выбор вида реагирования осуществляется по усмотрению прокурора и зависит от характера нарушений законов, их причин, рас­пространенности нарушений, последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей.