Меню Закрыть

Пособие история развития

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии изложены основные этапы становления и развития сертификации, метрологии и подтверждения соответствия в России и за рубежом. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 221700 «Стандартизация и метрология», 270800 «Строительство».

Год публикации: 2012

Библиографическая ссылка:: Аубакирова И.У., Староверов В.Д. История развития стандартизации, метрологии и подтверждения соответствия: Учебное пособие для студентов по направлению подготовки 080100 «Экономика», 221700 «Стандартизация и метрология», 270800 «Строительство». — СПб.: СПбГАСУ, 2012. — 103 с.

Для того, чтобы оценить ресурс, необходимо авторизоваться.

В пособии изложены основные этапы становления и развития сертификации, метрологии и подтверждения соответствия в России и за рубежом. Предназначено для студентов, обучающихся по направлениям 080100 «Экономика», 221700 «Стандартизация и метрология», 270800 «Строительство».

Пособие история развития

Хабаровская государственная академия экономики и права

ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ

Хабаровск 2002
ББК 65.04
Х 12

Кольцов В.В. История экономики России: Учебное пособие для студентов дистанционной формы обучения. – Хабаровск: РИЦ ХГАЭП, 2002. — 68 с.

В данном учебном пособии рассматривается история развития основных отраслей российской экономики (промышленность, сельское хозяйство, внутренняя и внешняя торговля, финансы, железнодорожный транспорт), приоритетных экономических районов, отдельных экономических процессов, экономических институтов и категорий (хозяйственный механизм, хозрасчет, бюджет, деньги, налоги, банковский кредит, система управления, цены) в периоды действия различных экономических моделей: доиндустриальная (феодальная) хозяйственная система, рыночная система хозяйствования (модель свободного рынка и модель монополистического рынка), советская плановая хозяйственная система.
Пособие предназначено для студентов дистанционной формы обучения.

Рецензенты:
Е.С. Андреянов – к.э.н., доцент, замдиректора Дальневосточного центра повышения квалификации работников Министерства финансов РФ.
Б.М. Лызов – доцент Хабаровской государственной банковской школы

Утверждено издательско-библиотечным советом академии в качестве учебного пособия для студентов дистанционной формы обучения

© Хабаровская государственная академия экономика и права, 2002

Основной целью данного учебного пособия является систематизация и изложение в кратком виде истории развития основных отраслей российской экономики (промышленность, сельское хозяйство, внутренняя и внешняя торговля, финансы, железнодорожный транспорт), приоритетных экономических регионов, отдельных экономических процессов, экономических институтов и категорий (хозяйственный механизм, система государственного управления, денежное обращение, налоговая система, государственный бюджет, банковско-кредитная система, хозрасчет, цены) в периоды действия различных экономических моделей: доиндустриальная (феодальная) хозяйственная система, предындустриальный (предрыночный) период, индустриальная хозяйственная система (модель свободного рынка и модель монополистического рынка), советская плановая хозяйственная система. В пособии дается также краткий анализ истории проведения в России в 1990-е годы радикальных рыночных реформ.
Важнейшими задачами курса истории экономики России является, во-первых, изучение важнейших закономерностей экономического развития России, особенностей русской национальной экономической модели (природно-климатические условия, географическое положение, военный фактор, особая экономическая роль государства, общинные традиции); во-вторых, разработка возможных вариантов и сценариев использования национального исторического опыта хозяйствования, исторических традиций и менталитета нации в практике рыночного реформирования современной России; в-третьих, развитие у студентов навыков самостоятельного экономического мышления и умения подходить к анализу социально-экономических проблем с учетом исторического опыта и знания и, в-четвертых, формирование исторической и экономической культуры будущего специалиста.
Методологической основой курса истории экономики России является синтез формационных и цивилизационных концепций и подходов к изучению социально-экономической истории.
Данное учебное пособие подготовлено в соответствии с программой преподавания дисциплины «История экономики», разработанной на кафедре общеэкономических дисциплин академии, и соответствует государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Работа над курсом истории экономики России включает: 1) внимательное изучение учебного материала (тексты лекций по темам), изложенного в данном пособии; 2) ответы на вопросы для самоконтроля (в виде тестов) после содержательной части каждой темы; 3) выполнение контрольной работы.
После каждой темы в пособии приводятся тестовые задания (от 4 до 7 тестов), и студент имеет право свободного выбора для ответа одного теста из предложенных после темы. Таким образом, студент должен ответить на 8 тестов (по одному от каждой темы). Ответы на тесты должны содержаться в конце контрольной работы (после библиографического списка). Для этого студент должен скопировать выбранные тесты и выделить правильный ответ или несколько ответов на вопрос подчеркиванием. Например:
1. Какой вид феодальной земельной ренты преобладал в Киевском государстве?
101. Отработочная рента.
102. Денежный оброк.
103. Натуральный оброк.
Тематика и содержание контрольных работ по дисциплине приведены в соответствующем разделе учебного пособия. Каждому студенту в соответствии с последней цифрой номера его зачетной книжки предлагается на выбор одна из нескольких тем. Например, если номер зачетной книжки оканчивается на «1», то нужно выбрать одну из следующих тем – 1, 11, 21, если на «5», то 5, 15 и т.д. Окончательный выбор темы определяется как учебными и профессиональными интересами студента, так и наличием необходимой литературы в библиотеке.
Контрольная работа должна быть выполнена на компьютере в редакторе Winword и прислана в виде прикрепленного файла по электронной почте преподавателю на проверку. Текст располагается на странице с полями 20 мм. Необходимо соблюдать общие требования, предъявляемые и подобным работам: шрифт – Times New Roman, размер – 14 pt, интервал – полуторный, объем реферата – 15 000 знаков. Структура контрольной работы: титульный лист (образец оформления титульного листа приводится в пособии), общий план работы, введение, основная часть, заключение, библиографический список, ответы на тесты.
При выполнении контрольной работы основной текст подразделяется на озаглавленные в соответствии с планом части. Заглавия разделов не подчеркиваются, переносы в заголовках не допускаются; заголовок пишется по центру жирным шрифтом прописными (заглавными) буквами. Страницы нумеруются начиная с титульного листа (номер на нем не ставится). На последующих страницах номер проставляется в правом верхнем углу.
Библиографический список оформляется в соответствии с требованиями и должен содержать не менее 3-5 источников. Примером оформления библиографического списка является библиографический список, предложенный в данном пособии. При выполнении работы можно использовать учебный материал данного пособия, но поскольку ограниченный объем пособия не позволил подробно изложить многие темы, для успешного ответа на тестовые задания и для выполнения контрольной работы рекомендуется использовать приведенный в пособии библиографический список, дополняя перечень источниками, найденными самостоятельно. В качестве источников допускается использовать материалы, найденные в Интернете посредством различных поисковых систем: Yandex, Rambler и др. Ссылки на сайты в Интернет должны указываться в библиографическом списке. Плагиат (выдача чужой работы за свою) не допускается. В работе должны быть сноски на первоисточники. Контрольная работа проверяется преподавателем и допускается к защите, если нет существенных замечаний.
Зачет принимается только при условии выполнения контрольной работы и наличия ответов на тесты, которые необходимо выслать в адрес Центра дистанционного обучения ХГАЭП по электронной почте.

Смотрите так же:  Материнский капитал 20000 рублей в 2018 году когда можно снять

Пособие история развития

Учебные пособия, история развития

Учебное пособие или учебник — это книга, содержащая систематическое изложение знаний в определённой области и используемая как в системе образования, на различных её уровнях, так и для самостоятельного обучения.

Учебники составляются с учётом возрастных и социальных особенностей их потенциальной читательской аудитории. Учебная литература выпускается как государственными, так и частными издательствами и находится под контролем государственных служб [2, с. 90].

Учебники, то есть учебные тексты, используемые для целенаправленного обучения, существуют с незапамятных времён; их история насчитывает несколько тысячелетий. Например, в древнешумерской цивилизации роль учебников выполняли глиняные дощечки. В античном мире было создано большое количество учебников, и традиция их написания сохранилась в средневековой Европе. Например, „Commentarium grammaticorum libri XVII” Присциана (V век) находил применение в XII — XIII веках, а учебник грамматики Доната (VI век) во Франции и Германии учили наизусть ещё десять столетий спустя. В средние века в качестве учебников зачастую использовались тексты Священного Писания, в том числе Псалтырь и Часослов. Одним из первых учебников, приближённых к современному образцу, был „Мир чувственных вещей в картинках” Яна Коменского, изданный в 1658 году. Именно этот великий педагог предложил рассматривать учебник в качестве инструмента массового образования.

Учебники в России.

В России первый учебник (азбука) был напечатан Иваном Федоровым в 1574 г. Во второй половине XVII века лишь Печатный двор выпустил более 300 тысяч букварей и около 150 тысяч церковных учебных книг, что для того времени было огромным количеством. Большинство этих книг было доступно для разных слоёв населения (буквари стоили, например, одну копейку).

В СССР содержанию образования, а, следовательно, и содержанию учебников, придавалось очень высокое значение. Период с 1917 по 1933 год можно назвать временем педагогических экспериментов. В эти годы в стране издавалось множество учебников с различными методическими и содержательными уклонами. Однако в 1934 году ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР приняли постановление об унификации учебной литературы, и всё многообразие учебников было сведено к единственному варианту по каждой учебной дисциплине. Процессом создания новых учебников занимались Министерство просвещения и Академия педагогических наук. Единственным издательством, имевшим право выпускать учебную литературу в РСФСР, был „Учпедгиз”, впоследствии переименованный в „Просвещение”. Каждый школьный учебник был рассчитан на эксплуатацию в течение 4-5 лет; учебники для вузов, вероятно, служили ещё дольше. Единая система учебников действовала на всём пространстве Советского Союза; впрочем, для школ с неродным русским языком разрабатывались специальные учебники. Адаптированная литература выпускалась так же и для лиц с нарушениями здоровья.

С распадом СССР в начале 1990-х годов в системе образования произошли существенные изменения. Было принято решение об отмене единой системы учебников; по каждому предмету для каждого уровня образования могло быть выпущено несколько версий. Демонополизация рынка учебного книгоиздания привела к появлению множества издательских домов, специализирующихся на образовательной литературе. Государство осуществляет контроль качества учебников. На основе экспертизы учебнику присваивается гриф „Рекомендовано” или „Допущено”, и только в этом случае он может использоваться в школе или высшем учебном заведении. Учебники, имеющие гриф, составляют Федеральный перечень, который обновляется каждый год. До недавнего времени оценкой учебников занимался Федеральный экспертный совет (ФЭС); теперь эта функция частично передана Российской Академии Наук. Контролем качества учебников занимается также Департамент государственной политики в сфере образования.

В настоящее время в образовательной среде обсуждается вопрос об ограничении плюрализма школьных учебников: их стало слишком много, и учителям зачастую трудно выбрать подходящий вариант из десятка имеющихся. Выдвигаются предложения сократить число версий до трёх штук (по каждому предмету, для каждого класса) [22, с. 39].

Учебники в других странах.

Плюрализм или унификация учебников во много зависит от типа образовательной системы. Например, во Франции эта система централизована, как и в России, поэтому разнообразие учебников там не слишком велико. В США, напротив, система образования децентрализована, поэтому каждый штат выпускает свои учебники. Этим заведуют специальные департаменты в управлении штатом. В процесс создания учебников нередко вмешивается общественность (например, родители школьников или представители общественных движений — феминистических, экологических и пр.) [9, с. 301].

История развития техники : учебное пособие

Приложения для работы в НЭБ

Разработка OOO ЭЛАР по заказу Министерства Культуры РФ

Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено, при согласованном использовании материалов необходима ссылка на ресурс. Полное или частичное копирование произведений запрещено, согласование использования произведений производится с их авторами.

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ КИНОИСКУССТВА

Кино стало неотъемлемой частью повседневной жизни людей. Хороший фильм увлекает зрителей в путешествие, где слезы сменяются улыбками и искренним сопереживанием героям, где время летит незаметно, а эмоции зачастую неизмеримы.

Но что же такое фильм? Отчего он пробуждает в нас столько чувств?

Само слово «film» в древнеанглийском языке имело значение «skin» — пленка, кожа (Gronemeyer, 1999). «В английском языке, где возникло данное слово и понятие, фильмом первоначально называли тонкую кожицу, пленку. После создания кинематографа слово стало обозначать одно из самых замечательных изобретений XX в. — кинопленку» (Этимологический словарь русского языка, 2003).

Создание кинематографа является качественным скачком в истории и в развитии общества.

Если вначале кино изображало сцены из жизни, различные зарисовки действительности, вскоре оно стало проникать в глубинный мир человеческой души, ее симптомов, переживаний и образов.

Еще Риччотто Канудо, первый теоретик кино, писал: «Кино, увеличивая выразительные возможности посредством изображения, позволяет прийти к общемировому языку. Новое средство выражения поэтому должно возвратить изображение жизни к источникам всех эмоций, ища самое жизнь посредством движения» (Аристарко, 1966).

3. Кракауэр, теоретик киноискусства, замечает: «По стремительности развития кино напоминает скорее не искусство, а новые области науки — атомную физику, электронику, космонавтику» (Кракауэр, 1974).

Сегодня кино окончательно закрепило свои позиции как на мировом рынке дистрибуции визуального контента, гак и в статусе одного из важнейших из искусств.

Смотрите так же:  Что будет если написать заявление на сотрудника полиции

Так же, как фотография и радиовещание, кино появилось благодаря развитию технологии. А сегодня, когда открыты границы для любых технологий по всему миру, кино является одной из мощнейших культурных коммуникаций, одним из наиважнейших маркетинговых и идеологических инструментов. С. М. Эйзенштейн, автор фундаментальных работ по теории кинематографа, заложивший основы монтажа в кино, уже сто лет назад утверждал в своей неопубликованной рукописи «Как я стал режиссером»: «Наше кино — прежде всего орудие, когда оно призвано к основной своей деятельности — воздействовать и пересоздавать» (Эйзенштейн, 1997). Но возможности этого «орудия» еще очень во многом не исследованы и применение зачастую оказывается неточным.

История мирового кино начинается не только с изобретения братьями Люмьер в 1895 году «синематографа» — это был лишь заключительный этап длительного, сложного, многообразного процесса, участниками которого были ученые, исследователи, техники, конструкторы и изобретатели самых различных стран. Обычно, излагая историю технического рождения кино, авторы умалчивали о том, что многочисленные съемочные и проекционные аппараты, существовавшие до Люмьера, служили для организации зрелищ и спектаклей. Жорж Са-дуль впервые рассматривает историю технической аппаратуры в тесной связи с ее репертуаром. Основное внимание он уделял не патентным вопросам (как это сделал, например, М. Куассак в своей «Histoire du Cin?matographe», 1925) и не описанию технической конструкции аппаратов (как это было в «Hopwoods Living Pictures», 1915), а репертуару фенакистископа, оптического театра Рейно, кинетоскопа и других предшественников кинематографа. Чтобы уяснить зрелищную природу кино, Садуль проводит параллель между кино, театром теней и волшебным фонарем — наследником архаических форм магии, тайных культов и обрядов (Мартен, 1959).

«Магией» кино, по мнению Садуля, первым овладел Ж.Мельес, направивший кинематограф по пути театрализованного зрелища (Люмьеры снимали в основном хронику, заложив основы документального кино). Практически все, что необходимо для создания кинообраза, применил в кино Мельес: кинотрюк, съемка на натуре, съемка в декорациях, комбинированная съемка, переменный монтаж (последовательный был применен Люмьерами). Мельес впервые стал использовать в кино выразительные средства театра: сценарий, актеров, костюмы, грим, придавал также большое значение жесту, мимике. Фильмы Мельеса («Путешествие Гулливера», «Приключения Мюнхгаузена», «Хождение Христа по воде», «Путешествие на Луну», «Путешествие через невозможное» и др.) производили на зрителей в начале XX века такое же «магическое» воздействие, как, к примеру, автомобиль, аэроплан и другие чудеса техники.

За первые два-три десятилетия своего существования кинематограф проживает поразительные перевоплощения. Во-первых, он мгновенно превращается из балаганного зрелища в искусство; во-вторых, становится одним из важнейших средств массовых коммуникаций; в-третьих, являет собой мощнейший коммерческий фактор; в-четвертых, становится катализатором умопомрачительной карьеры «звезд». Достаточно вспомнить судьбу до кино никому не известных Мэри Пикфорд и Дугласа Фербенкса, Глории Свенсон и Рудольфе Валентино, Дороти и Лилиан Гиш, комиков Макса Линдера, Чарли Чаплина, Бастера Китона и многих других (Мартен, 1959).

Кино вобрало в себя элементы всех видов искусств и органично взаимосвязано с обоими «семействами» — традиционных и использующих технические средства искусств. Именно кино явилось «точкой» пересечения этих двух художественных систем, что обусловило его специфическую природу.

Взаимосвязь с нетрадиционными видами искусств, в которых создание произведений обусловлено применением технических средств, очевидна. Фотография предшествует кино, но является статичной. Телевидение разворачивает образность в режиме бесконечного аудиовизуального потока — программного вещания. Компьютерные технологии шагнули еще дальше, открыв перспективу «альтернативной реальности» Интернета.

Традиционные искусства — литература, музыка, изобразительное искусство и театр непосредственно встраиваются в кино. Кино и литература связаны не только на сценарном уровне (фильму, как правило, предшествует сценарий, исполненный по законам литературного творчества). Кино и изобразительное искусство оперируют визуальными образами. В свою очередь, музыка чаще всего является составной частью кинопроизведения, но их общий знаменатель — это звук, точнее звуковой образ, как, например, слово в литературе или цвет в живописи. Кино, заимствуя у музыки звуковое начало, преобразует и усложняет его до многосоставного звукового образа, где сплетаются шумовой, вербальный и собственно музыкальный компоненты. От театра кино заимствует мастерство режиссуры и актерскую игру, но при этом директивно акцентирует внимание зрителя на отдельных деталях, что отличает его от театра: зритель смотрит на действие исключительно «глазами» режиссера (оператора).

Конечно, кинокоммуникация является опосредованной, так как поведение публики в кинотеатре никак не влияет на происходящее на экране. Однако при этом сила эмоционального накала кинозрителя может превышать степень эмоционального сопереживания зрителя театрального, поскольку аудиовизуальная образность и специфическое пространство коммуникации (например затемненный зал) усиливают ощущение адекватности кинопроизведений объективной реальности, переживаемой зрителем как «сон наяву». Визуальные, звуковые выразительные средства, методы их соотношения (монтажа) позволяют достигать в экранных произведениях чрезвычайно мощного психологического напряжения (Агафонова, 2008).

Искусство кино — это результат эволюции всех выразительных средств. Кино оказывает наиболее сильное воздействие на зрителя. И это, в первую очередь, обусловлено природой человеческой психики.

Информация окружает человека повсюду и является основой жизни. Основную информацию от мира человек получает через глаза. Мы воспринимаем мир посредством образов. И движение мира, отраженное на экране и заключенное в рамку кадра, нас буквально завораживает. В жизни мы не всегда замечаем красоту дома, дерева, человека; экран может подчеркнуть ее, выделяя снимаемый предмет из общей картины при помощи рамки кадра. По мнению Ж.Делёза, в кинематографе мы имеем дело с такой образной системой, которая не сводится к традиционным представлениям; речь идет о наборе образов, которые «виртуа-лизируют реальность». Кино — это изображение «кусочка реальности» современного мира, которому мы доверяем и сопереживаем.

С появлением кино человек получил возможность по-новому осваивать мир, иная реальность заманила зрителя в волшебный мир и стала управлять его эмоциями. «Толпа ходила себе, как ей полагается, поглазеть на невиданное и немыслимое, и даже не подозревала, что с этого момента ее сознание будет находиться под воздействием нового медиа. И это естественно, так как зримый образ гораздо действеннее, нежели написанное слово (текст) или акустический фрагмент (слово сказанное). Зрительное восприятие богаче звукового. Чем полнее предоставляется зрителю комплекс ощущений, вызванных кинематографическим зрелищем: способность передавать широкую палитру цветов, акустика звука, насыщенность им зрительного зала, тем богаче восприятие фильма» (Якимович, 1993).

Экран создает особое время, особое экранное пространство, именно благодаря этим качествам он привлекает зрителя. А.Якимович утверждал, что язык «иллюзиона» с самого начала был близок языку сна: «из чего угодно можно изготовить что угодно. это логика сновидения».

Смотрите так же:  Требуется сторож пенсионер

Кино соответствует тому, как мы воспринимаем реальность, тому, как происходит онейрическая деятельность. То есть, из всех видов искусств кино является самым реалистичным, и его восприятие наиболее близко восприятию реальности человеком. Оно действует по законам механизмов психики и мышления. «Движущиеся картинки», еще и со звуком, заменяют реальность, и часто после просмотра зритель еще долго «прокручивает» образы из фильма и может даже снова их увидеть в своих сновидениях. Известно, что люди, «зараженные» кинематографом, доходят до того, что в воспоминаниях перестают отличать картины из фильмов от картин, виденных в жизни, — так велико сходство этих двух психологических явлений.

Французский киновед Марсель Мартен, заложивший основы эстетики киновыражения, утверждал, что киноискусство в высшей степени реалистично, и оно лучше всего передает нам ощущение реальности, так как наиболее верно воссоздает ее внешние черты. К тому же посредством присущих ему специфических приемов, в частности движения и существования крупного плана, кино дает возможность «проникать в суть вещей, постигать трепетное биение их сердца и жить вместе с ними. В силу этих разнообразных причин (невозможность формализма в киноизображении и исключительная способность зрительного образа заставлять нас сосуществовать с ним), мне кажется, можно утверждать, что кинематография более чем какой-либо другой способ художественного выражения является языком реальности, что кино, быть может, прежде всего язык и сверх того оно сама реальность» (Мартен, 1959).

Еще в 1924 году, отстаивая свой взгляд на кино как новое искусство, Б. Балаш писал, что это прежде всего искусство «нового видения». Новое искусство делает видимыми такие стороны действительности, которые были скрыты от искусств традиционных. А позднее В. Михалкович говорил о возникновении «универсального языка, господствующего над шестью тысячами диалектов нашего Земного шара. язык странный, который мы ассимилируем зрением, а не слухом» (Михалкович, 1986).

Кино действительно обладает универсальным языком образов, который доступен для прочтения вне зависимости от национальности, пола, общей культуры, и именно это сделало кино самым массовым из искусств.

История развития метода

История развития метода

Впервые использование группового взаимодействия для лечения различных заболеваний было предложено австрийским врачом и философом Францом Антоном Месмером (1734–1815). Он разработал теорию «животного магнетизма». Суть этой теории заключалась в следующем: существует некий магнетический «флюид», который в случае неравномерного распределения внутри организма человека порождает болезнь; задача врача – с помощью специальных манипуляций гармонично перераспределить «флюиды» и тем самым излечить больного (Шерток Л., Соссюр Р. де, 1991). Таинственная сила в виде «флюида», исходящего от магнетизера, может накапливаться и передаваться другим с целью устранения болезней. Под влиянием этих идей Месмер разработал психотерапевтический прием лечения, который был назван им «бакэ» (от фр. baque – чан). Несколько пациентов располагались вокруг деревянного чана с водой, в крышку которого через специальные отверстия были вставлены намагниченные железные стержни. В условиях группового сеанса пациенты, прикасаясь к ним и друг к другу, создавали цепь, по которой циркулировал «флюид». Врач-магнетизер, касаясь чана, устанавливал раппорт и передавал через него целительную энергию всем пациентам одновременно. При этом он полагал, что люди впадают в особое состояние магнетического сна или транса. По мнению Месмера, механизм лечения имел сугубо физиологическое, но не психологическое содержание. Он ввел термин «раппорт», означающий физический контакт, благодаря которому происходила передача «флюида». Впоследствии «раппорт» в гипнотерапии стал означать словесный контакт гипнотизера с пациентом, находящимся в гипнотическом состоянии.

Опыты Месмера подвергались критике уже его современниками и были признаны несостоятельными. Однако с современных позиций можно разглядеть социально-психологические эффекты, связанные с межличностным взаимодействием врача и больного, целебным влиянием группы (Л. Шерток, Соссюр Р. де, 1991). Развитие феномена месмеризма И. Бернгеймом, А. Льебом, Ж. Шарко и др. способствовало формированию научных представлений о гипнозе и практических методов гипнотерапии в XIX в. (Карпенко Л. А., Кондаков И. М., 2005). В частности, было установлено, что гипнотическое воздействие сильнее при групповых формах работы. В. М. Бехтерев использовал податливость группы к воздействию и внушению при проведении гипнотических сеансов.

В 1905 г. врач общей практики Дж. Пратт впервые описал не только повышенную внушаемость пациента в группе, но и другие терапевтические феномены группового взаимодействия. Дж. Пратт сформировал группу из больных туберкулезом, руководствуясь экономическими соображениями. Многие пациенты были не в состоянии оплачивать регулярное посещение и осмотр врача. Групповые посещения обходились значительно дешевле и позволяли Пратту осуществлять постоянное наблюдение малоимущих больных.

По прошествии некоторого времени Дж. Пратт установил, что подобная форма диспансеризации позволяла не только своевременно отслеживать изменения в состоянии пациентов, но и способствовала улучшению их самочувствия. Обобщая опыт группового ведения больных, Дж. Пратт впервые выделил лечебные факторы группы – взаимное влияние, понимание, солидарность, способствовавшие преодолению пессимизма и изоляции, улучшению не только психоэмоционального, но и физического состояния пациентов.

В отличие от Пратта, делавшего акцент на объединение группы вокруг лидера, Л. К. Марш (Marsch L. K., 1931), проводивший групповые сессии для психотических пациентов, структурировал их по типу «братских» отношений. Тем самым он спроектировал такую структуру группы, которая сохранила свое значение до сегодняшнего дня. Наконец, следует упомянуть П. Ф. Шилдера (Schilder P. F., 1928), который был первым психоаналитиком, проводившим групповое лечение преимущественно для лиц, страдающих психозами.

Начало ХХ в. совпало с развитием социальной психологии. Левин, изучая взаимодействие людей в группе, открыл законы групповой динамики. Он рассматривал личностные расстройства как результат нарушения отношений с другими людьми, социальным окружением. Таким образом, группа начала рассматриваться как инструмент социального обучения.

В 1932 г. Ж. Морено ввел термин «групповая психотерапия» для обозначения метода лечения, использующего групповые феномены.

Начиная с этого времени, групповое движение в психотерапии и практической психологии стало приобретать большой размах. Метод психологической помощи людям, реализуемый через малую группу (психотерапевтическую или психокоррекционную), оказался чрезвычайно эффективен и потому приобрел статус одного из самых популярных.

К настоящему времени этот метод представлен удивительным многообразием конкретных методических подходов, обусловленных различными теоретическими ориентациями.

У нас в стране наиболее разработанной является патогенетическая личностно-ориентированная психотерапия, в основе которой лежат принципы психологии отношений В. Н. Мясищева.